Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
14.07.2023
Все началось с того, что в 843 году князь полян Попел II был свергнут с престола и изгнан – за свою несправедливость к подданным. А потом был искусан мышами и умер позорной смертью. Так, по крайней мере, писал Галл Аноним – автор «Хроники и деяний князей и правителей польских». Древнейшей, между прочим, польской хроники, написанной ещё на латыни.
Но в итоге Польша осталась без правителя. Что было дальше? Согласно канонической версии, похожей на легенды многих народов и изложенной тем же Галлом Анонимом, два таинственных странника встретили под городком Гнезно местного пахаря по имени Пяст, который готовился к пострижению своего сына. Пахарь хоть и был небогат, но пригласил неведомых странников к себе в дом и посадил за стол. И случило чудо – пиво в бочке не кончалось, а заколотой животины хватило всем гостям с избытком. Странники совершили обряд пострижения сына Пяста и дали ему имя Земовит. А когда Земовит возмужал, то стал польским князем. И окончательно изгнал родню Попела II из княжества.
Но есть и вторая, более милая нашему сердцу версия. После гибели князя Попела II выборщики – а в Польше тогда правитель избирался – съехались в город Крушвица. Кандидатов в князья было несколько, голоса разделились, и выборщикам никак не удавалось договориться. Тогда они решили положиться на Б-жью волю: пусть правителем станет тот, кто первым на следующее утро войдёт в городские ворота. А им, ко всеобщему удивлению, оказался еврей по имени Абрам Проховник, которому и предложили польский трон.
Ошарашенный Абрам стал отказываться, но поляки не унимались. Тогда он попросил день на раздумье. Запершись в доме, вместо одного дня он в итоге молился два дня и две ночи. Но так и не мог прийти к решению. На третий день поляки устали ждать, и один из старейших жителей Крушвице – пекарь по имени Пяст – взял топор и вырубил дверь дома, в котором заперся еврей. Выйдя к народу, Абрам Проховник взял и передал польскую корону этому самому Пясту, от которого она уже перешла сыну Земовиту. А его потомки правили Польшей сначала как князья, а потом короли из династии Пястов на протяжении четырёх веков.
В какую из двух легенд верить? Как это часто бывает в политических и национальных вопросах, ответ зависит от убеждений и национальности отвечающего. Противники еврейской версии указывают на то, что в печатном виде эта история впервые появилась только в 1845 году. Причём именно в сборнике сказок и легенд, собранных польским фольклористом Романом Зморским. А когда родился устный рассказ об этом – неизвестно. Критики еврейской версии считают, что даже в устном варианте эта история получила ход только в XIX веке. В противовес бушующему в Царстве Польском антисемитизму евреи пытались показать полякам, что они живут в этих краях уже тысячу лет, и с ними связаны древнейшие страницы истории Польши.
Впрочем, польский историк Иоахим Лелевель полагал, что это предание происходит из подлинных еврейских сказаний. Некоторые считают, что Абрам Проховник – и вовсе реальная историческая фигура. А ряд историков высказывают предположение, что сказание про Абрама Проховника – это переработанная и отмотанная на несколько веков назад другая легенда – о Шауле Вале. О том, как этот купец Шауль Валь из Бреста якобы стал королём Польши, но всего на одну ночь, мы писали в статье «Еврей на польском троне».
Но существует и совсем радикальная точка зрения: на самом деле и Попел II, и Пяст, и даже его сын Земовит – это мифические персонажи польского эпоса. А раз всех этих легендарных личностей в реальности не существовало, то не могло быть и никакого Абрама Проховника.
Кстати, именно с этой фамилией – Проховник – связан один из любимых аргументов скептиков. В одном из вариантов этой легенды утверждается, что Абрам был так прозван, поскольку то ли изготавливал порох, то ли торговал им. «Прох» действительно по-польски – порох. Но какой порох мог быть в этих краях в IX веке? Его тогда только придумали в Китае, и европейцам лишь несколько столетий спустя удалось вызнать его тайный рецепт. Но на этот аргумент есть существенное возражение. «Прох» в польском языке не только порох, но и пыль. А «запыленным» в раннем Средневековье называли купца, пришедшего издалека – покрытого дорожной пылью.
Вообще, исторические события IX века во многих странах сохранились и дошли до нас только в форме легенд. История о призвании варягов на Русь – это тоже IX век. И если одни историки убеждены, что князь Рюрик действительно существовал, и спорят – был он варягом или славянином, то другие уверены, что никакого Рюрика никогда в природе и не было.
Но вернемся к Проховнику. Если он в реальности существовал, то можно ли поверить, что поляки доверили первому встречному еврею судьбу Польши? Вероятный ответ на этот вопрос содержится в книге британского писателя Артура Кестлера «Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и её наследие». Кестлер полагал, что Абрам Проховник был совсем не «первым встречным», а богатейшим и образованным хазарским купцом, «чьим опытом решили воспользоваться обитатели лесной славянской глуши». А о серьезном присутствии хазар в Польше свидетельствуют, к примеру, названия местных деревень Козаров и Козаже.
Впрочем, Артур Кестлер по своему происхождению венгерский еврей, так что его можно заподозрить в предвзятости. В своей книге он ссылается на австрийского историка Сало Уитмайера Барона, автора книги «Социальная и религиозная история евреев». Но и Барон – еврей. Что же делать? Можно последовать примеру выборщиков из легенды и обратиться к незаинтересованной стороне.
Британец Дуглас Мортон Данлоп был востоковедом, историком и полиглотом. Учился в Оксфорде и преподавал историю в Колумбийском университете. Данлоп изучил исторические источники о хазарах на арабском, греческом, иврите и китайском. И в изданном Принстонским университетом в 1954 году труде «История еврейских хазар» он допускал возможность существования Абрама Проховника. Он мог быть хазарским князем, изгнанным из каганата, или же хазарским аристократом, посланным собирать дань с окрестных племён. А мог не быть вовсе. Вероятно, точка в этом научном споре может быть поставлена только после изобретения машины времени.