Top.Mail.Ru

Сабо занимает позиции

09.10.2003

Венгерский кинорежиссер Иштван Сабо (Istvan Szabo), получивший награду Академии за фильм «Мефисто» («Mephisto») и множество других призов — за выпущенную в 1980 году трилогию о судьбах людей послевоенной поры, в начале сентября представил на суд широкой зрительской аудитории свою новую работу «Занимая позиции» («Taking Sides»), которая, подобно своим предшественникам — «Полковнику Редлю» («Colonel Redl») и «Хануссену» («Hanussen») — ведет рассказ о противостоянии совести и предательства в годы Катастрофы.

В фильме «Занимая позиции» снимается Харви Кейтель (Harvey Keitel), известный по кинокартинам «Плохой лейтенант» («The Bad Lieutenant»), «Пианино» («The Piano»). Сабо отвел ему роль американского офицера, собирающего информацию о деятельности дирижера знаменитого Немецкого оркестра Вильгельма Фюртванглера (Wilhelm Furtwangler) во годы войны. Фюртванглера, успешно совмещавшего внешнюю лояльность Третьему Рейху с активной помощью евреям, сыграл Стеллан Скарсгард (Stellan Skarsgard) («Умница Уилл Хантинг» («Good Will Hunting»), «Рассекая волны» («Breaking the Waves»). Сабо поднимает свой голос в поддержку настаивающих на том, что Холокост — роковое предупреждению человечеству о последствиях диктатуры, а сам фильм — лишь единичка из великого множества фильмов о Катастрофе. Судите сами, может ли оставаться равнодушным к этой теме венгерский еврей, семья которого чудом выжила во время Второй мировой войны.

«Если “Занимая позиции” и имеет что-то общее с моими остальными работами, то, скорее всего, это относится к “Мефисто”», — рассуждал он во время одного из недавних интервью в Будапеште. В «Мефисто» ему удалось весьма удачно сопоставить судьбы двух персонажей — дирижера Вильгельма Фюртванглера и знаменитого актера тех лет Густафа Грюндгенса (Gustaf Grundgens), взлетевшего на театральный олимп при поддержке нацистов.

Иштван Сабо пытается беспристрастно, со стороны, взглянуть на Фюртванглера и американского майора Стива Арнольда (Харви Кейтель). Провоевав два года, Стив попадает в концлагерь. При обсуждении характера этого персонажа, режиссер уточняет: «Арнольд не желал говорить о Бетховене — только об Освенциме». Фюртванглер, напротив, предстает куда более яркой личностью. Это поистине национальный герой (сравниваемый в фильме с Бобом Хоупом и Бетти Грейбл). Он убедил себя в том, что его музыка и его творчество необходимы народу Германии. И даже то, что нацисты всячески стремились использовали дирижера в своих интересах, не могло разубедить его в несовместимости искусства и политики. Он не скрывал собственного незнания истиных целей нацистской политики, но понимал, что она представляет собой страшную угрозу для евреев, и помогал последним по мере возможностей.

Углубляясь в историю жизни Фюртванглера (скончавшегося в 1954 году), Сабо обнаружил интересный факт: уже после прихода к власти нацистов дирижер побывал в Париже, где, кроме прочего, встречался с не менее знаменитым музыкантом — композитором Арнольдом Шонбергом (Arnold Schoenberg), австрийским евреем. На вопрос Фюртванглера, стоит ли ему уехать из Германии, композитор ответил: «Ты должен остаться и продолжать работать!».

Помимо строгого следования историческим фактам, в фильме Жабо присутствуют и вымышленные персонажи, вроде актера, вынужденного подчиняться нацистам, но испытывающего при этом довольно противоречивые чувства. Подразумевая собственную жизнь в восточноевропейской стране, находившейся под мощным советским влиянием, режиссер стремится «рассказать зрителю о человеке, живущем в условиях авторитарного общества». Ему самому несколько раз предоставлялась возможность покинуть коммунистическую Венгрию, и всякий раз он предпочитал остаться, считая свою работу одним из способов хоть что-то изменить.

«Любая диктатура нуждается в “поддержке” творческих личностей, — считает Жабо. — Но любая творческая личность прекрасно понимает, к чему такая поддержка может привести».
{* *}