Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
14.11.2024
«Анора» – фильм-лауреат «Золотой пальмовой ветви» 2024 года – собрал в российском прокате больше полутора миллиона долларов. Сумма была бы куда скромней, если бы не участие в проекте российских звезд – Юры Борисова и Марка Эйдельштейна.
Имя режиссера «Аноры» Шона Бейкера до сих пор было известно в России только заядлым любителям кино. Тем не менее Бейкер – очень заметная фигура в мире независимого кино. Он снимает вот уже четверть века, посвящая свои фильмы тем, от кого принято отворачиваться в приличном обществе: секс-работникам, мигрантам, бездомным, уличным торговцам. В отличие от голливудских режиссеров, он монтирует свои картины самостоятельно и исполнителей ролей подбирает тоже сам.
По словам режиссера, он уже около двадцати лет хотел снять кино о русских американцах с Брайтон-Бич и Кони-Айленда. Но хорошая история все не складывалась. Наконец появилась идея снять фильм о молодой женщине, оказавшейся в заложницах у русской мафии. В течение суток она понимает, что задолжавший преступникам муж сбежал, оставив ее на произвол судьбы. Шону понравилась ситуация, но снимать о мафии он не хотел. Так что в окончательном варианте сценария героиня выходила замуж за сына русского олигарха, что тоже не сулило ей ничего хорошего.
Юру Борисова режиссер разглядел в фильме своего финского коллеги Юхо Куосмянена «Купе № 6», получившем Гран-при в Каннах в 2021 году. Борисов с творчеством американца знаком не был – и прежде чем согласиться на участие в «Аноре», посмотрел несколько фильмов Бейкера, чтобы убедиться, что в них «есть душа». Душа была обнаружена, и Юра начал готовиться к съемкам. Мало того, именно он порекомендовал на главную роль в будущей картине своего младшего товарища – Марка Эйдельштейна. В тот момент оба они снимались в отечественной подростковой фантастике «Сто лет тому вперед». Марка российские зрители уже хорошо знают по сериалам «Монастырь», «Смычок», «Фарма», а также по фильмам «Страна Саша» и «Праведник». Из-за утонченной, романтической внешности его даже прозвали «русским Тимоти Шаламе».
Предложение американцев Марк поначалу не воспринял всерьез. Видеопробу для «Аноры» актер записал больше в шутку, лежа в кровати без одежды. Позже Бейкер скажет, что его команду поразили смелость и самоирония молодого артиста, так что никого другого на главную роль в фильме даже рассматривать не стали.
Герой Марка – взбалмошный Иван, сын очень богатых русских родителей. Пока они занимаются делами в России, юноша беспрестанно кутит в Нью-Йорке под не слишком бдительным присмотром отцовского помощника, армянина Тороса. Эту роль исполнил Карен Карагулян – актер-талисман, без которого не обходится ни один фильм Бейкера. В одном из стрип-клубов Иван знакомится с танцовщицей Анорой, чьи родители перебрались в Америку из одной из постсоветских стран. Девушка предпочитает, чтобы ее называли Эни, и русским владеет неважно, но Ивану этого достаточно. Пока Торос занимается делами своей диаспоры, молодые люди успевают пожениться. И это оказывается большой проблемой для всех, кроме Эни, полной радужных надежд.
На роль Аноры режиссер пригласил молодую актрису Майки Мэдисон, которая к 24 годам успела сняться в 14 проектах, в том числе в последнем хите Тарантино «Однажды в Голливуде». Майки родилась в Лос-Анджелесе в семье психологов. Ее предки – евреи-ашкеназы из Польши, Литвы и России. Чтобы подготовиться к роли, девушке пришлось не только брать уроки русского языка, но и серьезно заняться танцами на шесте: «Это требует больших физических усилий, чего я никак не ожидала, ведь со стороны все выглядит так легко и красиво». По словам актрисы, ее отец без проблем выполнил просьбу установить дома шест для тренировок. Между тем Марк Эйдельштейн долго не решался рассказать родителям, что снимается в фильме с изрядным количеством сцен секса.
Для Эни-Аноры секс – это и работа, и одновременно способ с этой работой наконец расстаться. Когда в ее жизни появляется Иван, она некоторое время присматривается к нему. Сначала как к клиенту, потом как к добыче, а после – как к жизненно важному проекту. Девушка, несомненно, отмечает его инфантильные повадки, но не придает им значения, отдавшись мечтам о новой, роскошной жизни. И когда новоиспеченный муж сбегает, испугавшись грядущего приезда разгневанных родителей, она все равно готова биться за свои фантазии. Под ее горячую руку попадает троица незнакомцев: Торос, его армянский подчиненный Гарник и наблюдательный русский гопник Игорь, которого играет Юра Борисов.
В «Аноре» Шон Бейкер мастерски тасует несколько жанров: романтическую комедию, комедию абсурда, хаотичную драму и роуд-муви. Первая часть фильма похожа на разудалую вечеринку, а вторая – на тяжкое послепраздничное похмелье. И впервые за свою кинокарьеру Бейкер предлагает нам финал-развилку. Каждый зритель волен определить для себя дальнейшую судьбу героини. Кстати, финальную сцену Бейкер всегда пишет первой. Это позволяет ему подчинить и закономерно подвести к концовке остальные части сценария.
«Анора» – четвертый фильм Шона Бейкера, посвященный секс-работникам. До нее были «Мандарин», «Проект “Флорида”» и «Красная ракета». Режиссер объясняет, почему постоянно обращается к этой теме: «Мои фильмы – это реакция на то, чему уделяется слишком мало внимания. Я не первый, кто с эмпатией подходит к теме секс-работы, но такие подходы все еще редки. Как правило, в массовой культуре секс-работники – это второстепенные или откровенно карикатурные персонажи. Я хочу заставить зрителя посмотреть на них иначе, убрать стигму, увидеть полноценных, трехмерных героев».
Вита Владимирцева