Top.Mail.Ru

Врут как пишут

14.03.2025

Подставные палестинцы, благородные боевики и другое враньё от ВВС. Сколько британцы платят за борьбу с евреями.

Документальный фильм «Газа: как выжить в зоне боевых действий» появился на платформах радиовещательной компании ВВС в феврале. В картине свои истории рассказали несколько молодых палестинцев и их родственники. Согласно аннотации ВВС, фильм показал зрителю «жизнь под постоянными авиаударами» и «усилия выжить». Однако вскоре разразился скандал.

Британский журналист-расследователь Дэвид Коллиер выяснил, что один из «молодых палестинцев» в фильме – 13-летний Абдаллах Аль-Язури, сын высокопоставленного должностного лица ХАМАСа. Коллиер описал юношу как «выходца из семьи хамасовской знати». В профиле отца мальчика в соцсетях указано, что он работает заместителем министра сельского хозяйства в Газе с июля 2021 года. А до этого был помощником заместителя министра в Министерстве образования Газы. Поскольку именно ХАМАС контролирует все правительственные учреждения в секторе, членство Аль-Язури-старшего в группировке очевидно – к такому выводу пришел Коллиер. Еще один юноша, показанный в фильме, оказался сыном полицейского ХАМАСа. Сами террористы, возможно, могли получить деньги от съемочной группы – пусть не прямо, но косвенно: их заплатили матери Аль-Язури за участие.

Когда с подачи Коллиера на фильм обратили внимание СМИ, политики и еврейские организации Британии, последовали новые разоблачения. Оказалось, что часть субтитров в картине переведена с арабского так, чтобы заретушировать упоминания о терроризме и ненависти к евреям. Так, слово «джихад», которые неоднократно употребляли участники фильма, перевели как «сопротивление» или «битва». А «евреи» везде стали «израильтянами» и «израильской армией». В одном из эпизодов палестинка рассказывает об убитом лидере террористов Яхье Синваре. Она говорит: «Он участвовал в джихаде против евреев». Но создатели картины перевели ее слова так: «Он сопротивлялся израильской армии».

«Этот фильм – не что иное, как пропаганда ХАМАСа», – заявил Дэвид Коллиер. К нему присоединились больше 50 еврейских журналистов и деятелей культуры. Они написали коллективное письмо руководству ВВС, требуя ответить на вопросы: получали ли участники ХАМАСа какое-либо вознаграждение за фильм? Нужно ли было разрешение ХАМАСа на съемки, осуществлялась ли цензура со стороны боевиков? И если все это имело место, то почему в известность не поставили зрителей?

«Я смотрела этот фильм и не могла отделаться от вопроса: как можно было сделать его беспристрастным? Если учесть, что его снимали в Газе, где контроль ХАМАСа все еще очень силен», – заявила британская баронесса Рут Дич, одна из тех, кто подписали письмо к медиакомпании. В прошлом Дич, чьи еврейские предки пережили Холокост, сама входила в состав управления ВВС. Но теперь она, по ее словам, испытывает разочарование по поводу вещательной политики компании. Дич сказала, что, по ее мнению, все освещение войны Израиля с террористами ХАМАСа было «позорным».

Еврейский протест против фильма поддержали и в британском парламенте. Лидер Консервативной партии Кеми Бадендох призвала начать расследование о возможности сговора ВВС с представителями ХАМАСа. Ее поддержала депутат-консерватор Суэлла Браверман, заявившая, что «телекомпания не провела необходимой проверки». В итоге это привело к публикации «пропагандистского фильма террористов, которые хотят уничтожить еврейский народ». В конце концов дискуссия докатилась и до Вашингтона. На совместной пресс-конференции Дональда Трампа и премьер-министра Великобритании Кира Стармера журналисты задали вопрос о доверии к фильму. Стармер ответил, что «обеспокоен этой программой».

Вскоре после этого ВВС удалила фильм со всех интернет-платформ. В компании сообщили, что в ходе проверки выявили «серьезные недостатки», допущенные при создании картины. По заказу ВВС фильм снимала компания Hoyo Films. Она не проинформировала заказчика о семейных связях одного из ключевых персонажей фильма – хотя, по версии ВВС, несколько раз получала такие запросы. «После выхода картины в эфир они признались, что знали, кем был отец мальчика. Они также признали, что никогда не сообщали нам об этом факте. То, что мы не раскрыли это заранее и документальный фильм был показан в эфире – ошибка ВВС», – признал представитель вещательного гиганта. По его словам, компания Hoyo также заверила ВВС, что не производила никаких выплат членам ХАМАСа или его филиалам «напрямую, в натуральной форме или в виде подарков» – за исключением «ограниченной суммы», переведенной маме мальчика.

В ВВС заверили, что у них нет планов «по повторной трансляции программы в ее нынешнем виде или ее возвращению на интернет-платформы».

Британская медиакомпания не впервые получает упреки в однобоком освещении событий на Ближнем Востоке. Так, после атаки 7 октября 2023 года ресурсы компании демонстративно отказались называть боевиков ХАМАСа «террористами». Как объяснил один из ведущих редакторов ВВС Джон Симпсон, люди употребляют слово «террорист», говоря о тех, чьи действия они не приемлют с моральной точки зрения. «А у ВВС просто нет такой задачи – указывать людям, кого поддерживать, а кого осуждать, кто хороший, а кто – плохой», – заявил Симпсон. Это объяснение звучало кощунственно на фоне резни, устроенной хамасовцами в Израиле. Да и сейчас, спустя полтора года, выглядит максимально странно.

Как минимум шесть сотрудников ВВС выражали в соцсетях одобрение атаке ХАМАСа и шутили над израильскими жертвами. Например, Нада Абдельсамад, редактор программ BBC Arabic в Бейруте, сделала репост видео, где еврейские подростки пытаются укрыться от боевиков. Ролик назывался «Поселенцы прячутся в страхе перед воинами палестинского сопротивления». Салли Набилля, другая сотрудница медиагиганта, лайкнула видео с похищением заложников. А ее коллега Махмуд Шелейб пошутил в «Твиттере», что «дочь еврейской бабушки, которую увез в Газу ХАМАС, скоро получит наследство».

В октябре 2024 года ВВС обвинили в привлечении к прямому эфиру аналитика, который раньше называл 7 октября «славным днем палестинского народа». Речь идет о 70-летнем палестинском враче Мустафе Баргути, который в прошлом нередко становился спикером иранских СМИ и «Аль-Джазиры». Телекомпания представила его зрителям как «уважаемого палестинского аналитика на оккупированном Западном берегу».

Той же осенью на телекомпанию пожаловался израильский режиссер Ярив Мозер, снявший фильм о резне не фестивале «Нова». По его словам, перед выходом картины в эфире ВВС его попросили поменять монтаж там, где боевиков ХАМАСа называют «террористами». Мозер сказал, что пошел на эту уступку, чтобы британская публика увидела фильм – и после него сама составила мнение, кем считать людей, напавших 7 октября на Израиль.

За время нового витка конфликта на Ближнем Востоке ВВС более 1500 раз нарушила собственные редакционные правила освещения новостей, считает британский юрист Тревор Ассерсон. Он и его группа исследователей анализировали трансляции телекомпании с помощью искусственного интеллекта. В ВВС возразили на этот отчет тем, что имеют вопросы к его «методологии и сильной зависимости от ИИ».

Наконец, один из последних инцидентов, связанных с британским вещателем, случился в феврале 2025-го. Президент Израиля Ицхак Герцог раскритиковал ВВС за уравнивание в репортажах израильских заложников и палестинских заключенных. «Я полностью отвергаю этот нелепый нарратив, – заявил Герцог. – Палестинские заключенные – отправленные в тюрьму за серьезные преступления – получают в Израиле все права, предоставленные законом. Некоторые из них даже предпочли остаться под стражей в Израиле, а не вернуться в Газу. Террористы же ХАМАСа совершают зверства и держат невинных людей в ужасных условиях».

{* *}