Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
20.05.2025
Фильм «Зона интересов» британского режиссёра Джонатана Глейзера, выдвинутый на премию «Сезар» и завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля, стал одним из самых пронзительных высказываний о Холокосте за последние десятилетия.
Экранизация одноимённого романа Мартина Эмиса не показывает ужас напрямую – она заставляет его звучать за стеной, шептать из-под земли, тревожить зрителя тишиной, в которой обитает зло.
В центре сюжета – комендант Освенцима Рудольф Хёсс в исполнении Кристиана Фриделя, а также его жена Хедвиг, чью роль сыграла Сандра Хюллер. Вдвоем они всеми силами обустраивают своё семейное гнездо – с садом, детьми и дружескими вечеринками – прямо через забор от массовых убийств.
Глейзер не показывает сам концлагерь – и не прибегает к шоковой терапии. Камера смотрит на рутину: семейные обеды, прогулки, стирку. Но за пределами кадра – крики, пепел, выстрелы. Это портрет отрицания. Картина того, как можно жить у самого ада и делать вид, что его не существует.
«Мы пытались снять фильм о невидимом. О зле, которое существует рядом, но его никто не хочет замечать», – говорил режиссёр в интервью The Guardian. Съемки фильма, кстати, проходили вблизи настоящего Освенцима. Актёры признавались, что это давило морально. Кристиан Фридель позже говорил: «Иногда было физически невозможно продолжать. Этот сад пах смертью».
Фридель знаком зрителям по «Белой ленте» Михаэля Ханеке. В «Зоне интересов» он играет не демона, а чиновника, который со скрупулёзной педантичностью управляет механизмом смерти. «Это была самая сложная роль в моей жизни. Я не хотел делать из него чудовище. Мне было важно показать, как обыкновенный человек может стать частью ужаса», – признавался актёр. Взгляд его героя – пустой, лицо – почти безэмоциональное. Тот привык к невообразимому.
Жена коменданта, блестяще отыгранная Сандрой Хюллер, – воплощение слепого эгоизма. Она гордится своим садом, любовно ухаживает за вещами, украденными у убитых, примеряет шубу, подаренную мужем – вероятно, снятую с жертвы. Но при этом уверяет себя, что ничего не происходит. «Хедвиг – не монстр, она просто делает выбор: не видеть. А это, пожалуй, ещё страшнее», – сказала Хюллер в одном из интервью.
Поддерживают актеров первого плана Йохан Картхаус, Лилли Фальк и Максимилиан Бек. Своей игрой они усиливают общее впечатление мира, где каждый – винтик в машине подавления и бездушия. Особенно трогательна игра детей четы Хёсс, наивно спрашивающих, что это за дым над садом. Это невинность, затуманенная безразличием взрослых.
Стоит сказать, что одним из главных героев фильма становится в том числе звук. Мы не видим насилия, но слышим его. Шум крематориев, лай собак, крики – всё это становится частью фонового шума идеальной семейной жизни.
Отдельно стоит отметить работу оператора Лукаша Жаля – он использует длинные планы, статичную камеру и инфракрасную съёмку. Словно мы смотрим за происходящим через нечеловеческий взгляд – объективный, холодный, бесстрастный. Для дополнительного эффекта использовались тепловизоры и ночные камеры, что придаёт кадру инфернальную холодность.
«Я хотел, чтобы зритель чувствовал себя не в кино, а в реальности, которая пугает именно своей обыденностью», – объясняет Глейзер. В итоге его фильм получил высочайшие отзывы от критиков, зрителей – и даже коллег по цеху. Стивен Спилберг назвал «Зону интересов» лучшим фильмом о Холокосте со времён своего «Списка Шиндлера», а Альфонсо Куарон заявил: «Возможно, это самый важный фильм XXI века».
Маргарита Шварц