У создателя фильма момент озарения может произойти когда угодно и где угодно. Для Игаля Хехта (
Igal Hecht), например, он настал в баре одного из магазинов Торонто, где он обратил внимание на то, что столики, за которыми сидели и общались израильтяне, находились поодаль от тех, за которыми беседовали канадские евреи. При этом обе стороны посмеивались друг над другом. Той ночью Игалю так и не удалось заснуть. Он набросал краткий сценарий фильма о взаимоотношениях между израильтянами и евреями диаспоры, а затем позвонил своему партнеру Рону Фурману (
Ron Furman)…
И три года спустя на фестивали и еврейские общины обрушился, словно снаряд, документальный фильм “Y.I.D.” (
“Yehudeem in Diaspora” — “Евреи в Диаспоре”). Все билеты на премьеру были распроданы в январе, и такая же ситуация наблюдалась на прошлогоднем фестивале еврейского кино в Торонто. К восторгу молодых еврейских кинорежиссеров, национальный диктор считает, что 45-минутная версия фильма “Y.I.D.” будет выпущена уже через несколько месяцев. И благодаря необычайному спросу на фильм, заключительные съемки его продолжения будут закончены уже в декабре. 25-летний Хехт рассказывает, что компанию “Chutzpa Productions” (
chutzpa — прижившееся в американском сленге ивритское слово, означающее “нахальство, наглость”), которую он основал в 1999 году совместно с Фурманом, хвалят за умение
“показать как красоту, так и уродство еврейской жизни”. “Y.I.D.” как раз демонстрирует именно такой подход: одна из сцен изображает североамериканских евреев превозносящими богатство Израиля, а другая — израильтян, горюющих из-за евреев диаспоры, которые, как предполагается, перестали поддерживать Израиль. Хехт и Фурман (писатель /режиссер и продюсер соответственно) изображают Израиль и его народ достаточно жестко.
“Некоторым не нравится то, что мы делаем, а все, что мы говорим — для них “слишком плохо””, — отмечает Игаль. Рон расценивает эту “наглость” как нечто более примечательное, нежели банальный скандал:
“Нашими фильмами мы помогаем нашей общине”. Кинокомпания “Chutzpa Productions” начала свою деятельность с выплат из собственного кармана, но оба ее “отца-основателя” считают, что плохой опыт — тоже опыт. Один из их первых фильмов, “Верблюды Нахора” (
“Camels of Nahor”) — вымышленная сказка, полностью профинансированная ее создателями. Сюжет фильма очень напоминает историю о Ромео и Джульетте:
мальчик из реформистской общины пытается добиться руки дочери ортодоксального раввина. Лента была успешно продемонстрирована на нью-йоркском Фестивале международного фильма и видео (New York International Film and Video Festival). Хотя без ложки дегтя не обошлось: раввин Торонто подал против Хехта иск, требуя денежной компенсации в размере 250 тысяч долларов за то, что что фильм, по его мнению, представил в ложном свете его синагогу, в которой было отснято несколько сцен. До суда, впрочем, не дошло, но первые результаты протеста как основной тенденции “Chutzpa” были налицо.
Документальный фильм “Протест” (
“Protest”) — о проводимой в университетах политике — начинается с того, что еврейским и арабским студентам приходится наблюдать в York University и что в конце концов выливается в “большую проблему веры”; фильм “Разлученные” (
“Parted”), показанный в октябре в “Toronto's Royal Cinema”, пытается передать переживания братьев из разделенной океаном семьи; “Избранный народ” (
“The Chosen People”), премьера которого состоится в Торонто на Фестивале еврейского кино – 2004, — необычный взгляд на так называемых
“мессианских евреев” , который отражает тенденцию кинопроизводителей “Chutzpa” в большей степени задавать вопросы, нежели на них отвечать.
“Если мы не будем снимать такие фильмы, никто этого не сделает”, — убежден Хехт, любовь которого к кинематографу тесно переплетается с любовью к иудаизму, сквозящей почти из каждой сцены, над которой он работает. Он эмигрировал из Израиля, когда ему было 12. Поклонником всего израильского является и Рон Фурман, урроженец Хайфы. Опасная страсть — ведь преданность может запросто приобрести совершенно другой оттенок.
“Но разве существуют стопроцентно объективные фильмы?” — восклицает Игаль. И такие картины, как “Боулинг для Коломбины” (
“Bowling for Columbine”) и “Насилие в Конкордии” (
“Violence At Concordia”) подтверждают эту точку зрения.
На вопрос о том, что способствовало развитию их творческих режиссерских способностей, Хехт отвечает, что, прежде всего, обязан кинопрограмме при “Seneca Collegiate”, где получил незаменимое образование в этой области. А Фурман ссылается на свое актерское происхождение.
Чтобы их фильмы выходили на большой экран, Игалю Хехту и Рону Фурману приходится проделывать адскую работу, редактируя и согласовывая взятые интервью, договариваясь с телекомпаниями. Но, как учит еврейская религия, высшее воздаяние приходит лишь после долгой и упорной работы. Восьмиминутная версия “Протеста” была показана по VisionTV несколько месяцев назад и только в следующем году будет продемонстрирована в более широком телевизионном масштабе. Что касается “Y.I.D. – 2”, работа над которым еще продолжается, то, по словам Хехта, он должен стать
“замечательным документальным фильмом о том, что израильтяне думают о евреях диаспоры”. Не следует ожидать увидеть множество поющих хором людей со сверкающими улыбками. На век “Chutzpa” проблем хватит.