Для израильского кинематографа настали противоречивые времена. С одной стороны, почти все главные международные киномероприятия проходят вдали от еврейского государства, превратившегося в горячую точку. Бред Питт и Роберт Редфорд, три года назад решившие снять фильм «Шпионская игра» («Spy Game») в окрестностях Хайфы, были вынуждены проводить съемки в Марокко. С другой стороны, отпугнула интифада и многих голливудских знаменитостей, обожавших почтить своим присутствием израильские кинофестивали и, особенно, церемонии награждения. Тем не менее, израильским продюсерам и режиссерам даже в условиях создавшейся изоляции удалось произвести несколько киноработ, завоевавших похвалы и награды на международных фестивалях.
На проходящем с 15 по 25 января фестивале «Sundance Film» в Парк-Сити (штат Юта) будут показаны «Трагедии Нины» («Nina's Tragedies») и два других израильских фильма. Показ еще двух пройдет в рамках приуроченного к нему еврейского фестиваля «SchmoozeDance», открывшемся 16 января.
Фильм «Трагедии Нины. Очень грустная комедия» поставлен режиссером и сценаристом Сави Габизоном (Savi Gabizon), известном своей работой «Любовная тоска на Нана-стрит» («Lovesick on Nana Street»). «Трагедии» уже завоевали 11 наград израильской киноакадемии и имеют некоторые шансы стать лауреатом премии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм года». Кинокартина, изобилующая персонажами и сюжетными линиями, исследует реальную и вымышленную жизнь обыкновенного 13-летнего подростка по имени Надав (Авив Элькабет, Aviv Elkabeth), обожающего подглядывать за людьми через окно и таким образом познающего мир секса. И главным объектом его влечения и страсти становится красивая тетя Нина (Аелет-Юлия Зорер, Ayelet July Zorer). Когда погибает муж Нины, военнослужащий-резервист, Надав мечтает о том, что его попросят переехать к ней в дом, чтобы помогать одинокой вдове. Эти надежды рушатся, когда любовь Нины завоевывает симпатичный и чувственный фотограф Авиноам (Алан Абутбал, Alan Aboutbul). А сама вдова неожиданно встречает… своего покойного мужа (а может, его двойника) — почему-то разгуливающим по улицам в чем мать родила.
И игра актеров, и режиссерская работа выходят далеко за рамки среднестатистического уровня, но, что самое удивительное для зрителя из диаспоры, это то, что тон и художественное оформление содержат в себе культуру и стилистику яппи. Почти каждый из персонажей живет в элегантной, фешенебельной квартире, носит только самые стильные вещи, посещает исключительно престижные кафе, а проблемы денег не существует вовсе. Этим, кстати, грешат многие работы израильских кинематографистов. Как пишет Ханна Браун (Hannah Brown) в одном из своих репортажей для «Jerusalem Post», израильские фильмы последних лет «находятся в неестественном вакууме, своего рода призрачном пространстве, где нет ни войн, ни палестинцев, ни ежечасной трансляции новостей, ни политических дискуссий, ни службы в армии».
Исключение составляет потрясающая кинолента под названием «Yossi & Jagger» («Йосси и Джаггер»), представленная на нью-йоркском кинофестивале «Tribeca». Хотя первый план фильма занимают тайные отношения двух армейских офицеров, здесь дается достаточно проницательная оценка реальных проблем, с которыми сталкивается нынешнее молодое поколение израильтян (и, судя по сюжету, по крайней мере, три из четырех израильских фильмов, которые будут показаны в Парк-Сити).
Кинокартина «Сад» («The Garden»), премьера которой состоится в «Sundance», пытается найти решение необычной и малоизученной проблемы палестинских тинэйджеров. Отвергнутые собственными семьями, они вынуждены нелегально пересекать зеленую линию, чтобы торговать своим телом в пригородах Тель-Авива.
В центре фильма «Контрольная точка» («Checkpoint»), также представленного в рамках показов «Sundance», находится один из самых ярких символов арабо-израильского конфликта — дорожные контрольные пункты, установленные израильскими военными, чтобы не допустить проникновения в страну террористов. Картина уже успела завоевать главный приз на Международном фестивале документальных фильмов в Амстердаме.
Фильмы «Детей они ловят тоже?» («Do They Catch Children Too?») и «Моя мама, генерал» («My Mom, the General») демонстрируются на «SchmoozeDance». Первый посвящен проблеме иностранных рабочих в Израиле и судьбам их детей. Второй обещает быть беззаботнее — режиссер Шеви Розенфельд (Shevi Rosenfeld) рассказывает в нем историю своей 59-летней матери, решившей вступить в одно из резервистских подразделений и воевать на передовой.