Что такое еврейский лагерь?

12.04.2001

Многие еврейские родители предпочитают посылать своих детей в "еврейские" летние лагеря. Но если попросить их, или даже начальство этих лагерей, объяснить — что это такое, то мы можем получить множество различных ответов.

"Кто-то может сформулировать ответ в таком духе, что еврейский летний лагерь — это просто лагерь, куда приезжают еврейские подростки", — говорит Стив Эллер, директор системы лагерей Бейт Тфила. Например, частные некоммерческие лагеря Эйри и Луиз получили известность в качестве еврейских потому, что они были организованы 73 года назад специально для еврейских детей и до сих пор ориентированы почти исключительно на эту целевую группу.

"Когда люди говорят о еврейском лагере, многие из них имеют в виду заведение, где их дети могут обрести именно такой сильный и свежий опыт Идишкайта", — говорит Стив Эллер. — "В любом случае, родители должны знать, чего хотят, когда говорят о еврейском лагере".

"Не существует такого летнего заведения, которое бы одинаково устраивало всех", — продолжает мистер Эллер. — "И, разумеется, родители должны себе отдавать отчет о том, каково их отношение к столь важной вещи, как иудаизм. Отношение к религии определяет всю систему ценностной ориентации человека".

В соответствии со взглядами м-ра Эллера, еврейский лагерь должен удовлетворять определенным требованиям по следующим семи направлениям:

- Общая структура программ;

- Структура специальных программ;

- Укомплектование персоналом;

- Правила, регламентирующие питание;

- Изучение иврита;

- Изучение культуры Израиля;

- Состав участников.

Если говорить о подходе к составлению программ еврейского лагеря, говорит м-р Эллер, то лагерь, такой, как те, что входят в систему Бейт Тфила, должен стремиться инкорпорировать еврейское содержание в возможно большее число областей жизни участников. "Иудаизм — это не столько предмет, который можно изучать, сколько общая атмосфера, которая пронизывает все сферы жизни", — объясняет он. — "Он определяет всю структуру наших образовательных и культурных программ, от употребления слов иврита для обозначения групп наших участников и различных мест на территории лагеря, до организации игр школьников — типа поиска спрятанного клада".

В том, что касается обустройства лагеря, его участники должны выучить правила того, как приготовить кошерную пищу в условиях бивака в лесу или в поле. А такие виды занятий, как музыка и танцы, сами по себе очень хорошо подходят для того, чтобы ввести в круг еврейских и израильских тем.

"Добавление элемента еврейства или принадлежности к культуре Израиля само по себе не меняет природу того вида занятий, о котором мы говорим", — говорит м-р Эллер. — "Главное направление нашей деятельности в лагере — в любом случае рекреационное и образовательное. Оно также включает в себя приобретение навыков походной жизни".

М-р Эллер обращает внимание на то, что комплектование персоналом еврейского лагеря представляет собой особую задачу. "Персонал в Бейт Тфила, например, почти исключительно еврейской национальности, — отмечает он, — несмотря на то, что владение своей специальностью более важно, чем этническая принадлежность сама по себе. Я предпочту нанять высококвалифицированного преподавателя физкультуры, который не будет евреем, чем недостаточно квалифицированного — еврея. Поскольку в реальности не так-то легко найти опытных еврейских физруков, мне приходится нанимать не евреев".

Лагерь Миллдэйл, руководство которым осуществляет еврейский общинный центр в Балтиморе, представляет собой другой пример лагеря, который считает себя типично еврейским. Так же как и Бейт Тфила, лагерь Миллдэйл использует иврит, чтобы наименовать различные места и функциональные приспособления в лагере, предусматривает соблюдение правил празднования субботы при составлении расписания на вторую половину дня в пятницу, организует поездки своих воспитанников в Израиль, в Кирьят Гат, и делает особый упор на израильской культуре, в том числе — народных танцах, песнях, а также истории и географии Израиля.

Как рассказывает директор лагеря Дебби Зильберберг, воспитанники лагеря не только начинают каждый день утренней молитвой, но также поют по утрам Хатикву — государственный гимн Израиля. В дополнение к этому педагоги стремятся сделать акцент на таких, к примеру, типично еврейских чертах личности, как любовь к благотворительности, побуждая время от времени школьников посылать продукты для обеспечения помощи нуждающимся.

В своих усилиях сделать еврейский опыт воспитанников лагеря более всеобъемлющим, в этом году педагоги из лагерей Миллдэйл и Бейт Тфила проведут встречи с представителями Совета еврейских образовательных служб для того, чтобы выработать пути расширения еврейского контента программ для учеников.