Все мы знаем, что критика может огорчить любого человека, понизить уровень его самооценки. Не секрет, что никому не нравится находиться рядом с человеком, который постоянно всех критикует.
Тора учит нас наставлять на путь истинный своего ближнего, когда он не следует Закону (Левит 19:17), но не следует забывать, что Тора говорит о том, что это нужно делать дипломатично. Ведь очень важен тон, в котором высказывается замечание: это может быть уничижительная критика, а может быть совет, наставление, в основе которого лежит любовь и забота о ближнем.
Вот простой пример из жизни молодого человека, который попал в автокатастрофу через два месяца после получения водительских прав. Он позвонил отцу с места столкновения, сообщил, что никто не погиб, но вот машина серьезно помята. Отец сказал: "Я знал, что нельзя тебе было садиться за руль. Ты еще толком водить-то не умеешь! И как только можно быть таким бестолковым?!" Интересно, насколько благотворно подействуют подобные слова в такой ситуации?
Слова имеют значение
Мы иногда забываем об этом, но то, что мы говорим своим детям, действительно много значит для них. Нужно все время помнить о том, что психика детей устроена не так, как наша.
Взрослый может просто не обратить внимания на критику, у него, как правило, срабатывает самозащита. Например, если вы говорите кому-то: "Ты глупец", вполне резонно можете услышать в ответ: "От глупца и слышу". Конечно, вы можете поругаться с человеком, а иногда и вовсе испортить с ним отношения, но вряд ли вы нанесете ему серьезную психологическую травму, — ведь он знает себе цену, и уверен: то, что вы говорите — только ваше мнение о нем.
Ребенок же, как правило, воспринимает все буквально, а особенно то, что говорят родители. Вот почему в любом руководстве по воспитанию детей вы можете прочесть о том, что нельзя говорить детям неправду, так как когда они узнают, что его родители врут, это поколеблет ваш авторитет. Если в запале, в гневе вы говорите вашему ребенку: "Какой же ты тупой"! Ты ничего не можешь сделать! Нельзя быть таким неуклюжим!", — помните, что это отнюдь не стимулирует его стать лучше, а наоборот, убеждает его в том, что он действительно ничего не умеет, не знает, что он хуже других.
Ругань и критика не приводит к хорошим результатам и в общении со взрослыми людьми. Она вызывает злобу, отчуждение, а зачастую желание намеренно сделать плохо, в то время как комментарии, указания на ошибки побуждают человека исправить то, что не получилось.
Приведем несколько наглядных примеров. У вас всегда есть выбор: "снять напряжение", вдоволь покричав на ребенка и навесив на него обидные ярлыки, или спокойно поговорить, разумно объяснив, что, действительно, нужно исправить.
Вариант 1.
Критика: "Что, опять тройка? Ты что, умственно отсталый, почему у тебя все время тройки?!"
Комментарий: "Ты способный парень. Если бы ты внимательнее прочитал параграф, ты бы все рассказал как следует. Это же не сложно, попробуй, ты можешь это сделать!"
Вариант 2.
Критика: "Это называется ты кровать заправил?
Комментарий: "Ну, посмотри, тебе самому нравится, как ты заправил кровать в своей комнате? Сделай так, чтобы было приятно".
Вариант 3. Критика: "Я же сказал тебе купить хлеба! Ты чем слушаешь?"
Комментарий: "А почему ты хлеба не купил? Пожалуйста, будь внимательнее. Ты уже взрослый, тебе нужно заботиться о семье".
В Торе сказано, что следует давать детям наставления, когда они делают что-то не так, но никогда нельзя показывать, что вы злитесь (Шабат 105б). Об этом следует серьезно задуматься: строгость и злость — очень разные вещи. Иногда для того, чтобы избавиться от сиюминутных эмоций требуется некоторое время. Нужно просто подумать, что именно вы хотите сказать ребенку, и пойдет ли это ему на пользу. Так, один раввин ждал 2 недели (!), прежде чем успокоиться и поговорить со своим сыном о его поведении.
Итак, в следующий раз, когда вы почувствуете, что собираетесь крикнуть на ребенка и сделать ему "замечание", остановитесь и подумайте, сформулируйте свои наставления. И он поймет, в чем ошибся, а главное — захочет исправиться. И все у вас получится! Материал подготовила
Оксана ХИМИЧ