Top.Mail.Ru

Думать или чувствовать?

09.05.2001



Мы часто стоим перед выбором: как поступить в той или иной ситуации? Ведь принимать любое решение, можно опираясь или на эмоции или на разум.

Что же такое разум? Когда меня просят дать определение разума, я отвечаю: "Если он у вас есть, — вы знаете что это такое; если же его у вас нет, — никакие объяснения не помогут". Это мнение Ньюмарка.

А что же означает — жить чувствами? Перестать себя контролировать? И, значит, делать глупости? Может быть, если бы человек жил этими самыми чувствами, то никогда не смог бы преодолеть конфликт с самим собой: сначала отдавался бы порывам, потом бы за это расплачивался.

Вот пример типичного возобладания чувств над разумом: встречаются два друга. Один другого спрашивает:

- Рабинович, я слышал Вы женились?

- Да — грустно отвечает Рабинович.

- И что удачно?

- Да, какой там удачно, окнами во двор.

Бедный Рабинович наверняка женился, поддавшись эмоциям, в противном случае неудачное расположение окон в квартире для него не было бы такой неожиданностью.

В классической трагедии разум почти всегда одерживал весьма кровавую, но все же победу над чувствами. То ли дело латиноамериканские сериалы с их фальшивыми препонами разума на пути всепоглощающей страсти. У современных корнелей-расинов-мольеров разум, как правило, пасует перед силой желания. Нам исподволь внушается, что человек разумный — это бессердечное существо, не понимающее всей прелести бытия; нас одновременно примиряют с мыслью о том, что во всем следовать своим тайным желаниям — это прекрасно. Даже убийцы-маньяки, влекомые своими желаниями к преступлению, в голливудском исполнении становятся почти положительными героями, достаточно вспомнить Кэтлин Тернер и ее "Серийную мамочку"...

Откуда, собственно, взялась уверенность в том, что все чувства надо выражать, причем как можно более примитивным способом?

Психоаналитики, на экране и вне его, наперебой уверяют нас: сдерживая свои настоящие чувства, мы становимся на скользкую дорожку, которая ведет в психиатрическую лечебницу.

Но так ли часто наши желания продиктованы этими "настоящими" чувствами? Разве не мысли приводят нас к тому, что мы начинаем чего-то страстно хотеть? Разве не ум подогревает это желание всевозможными фантазиями и только потом оно превращается в некое "чувство"? Что же тогда конфликтует внутри нас?

Может быть, древний конфликт между разумом и чувствами — не более чем фикция? Может быть, никаких чувств на самом деле нет? Может быть, человечество придумало себе эти чувства для неких вполне разумных целей? Ведь с их помощью так легко оправдать собственные промахи! Возможно, создавая этот конфликт, философы действовали по принципу "разделяй и властвуй". Достаточно поделить себя на "разум" и "чувства" и можно смело говорить, что собственная бессердечность мотивирована победившим разумом, а взбалмошность и глупость — взыгравшими чувствами. Одна пословица говорит, что когда Б-г хочет разбить человеку сердце, Он дает ему побольше ума.

В действительности каждая так называемая эмоция не проходит мимо нашего мозга, выражаясь порой во вполне конкретных мыслях и решениях, и каждая так называемая мысль оставляет в наших эмоциях вполне определенный след.

Есть люди, с которыми из-за их чрезмерной эмоциональности очень тяжело общаться. Нет ничего более утомительного, чем ходить с ним на выставки или в кино; как правило, они начинают бурно комментировать увиденное задолго до того, как хоть какое-то подобие эмоции дойдет до его рецепторов. Их эмоциональные чувствительные всплески напоминают щелканье вспышки фотоаппарата в руках оголтелого туриста — толком рассмотреть предмет восторгов можно будет дома, на фотографии. Философия такого человека проста: главное вовремя восхититься или возмутиться: как писал поэт, "обшикать Федру, Клеопатру, Моину вызвать (для того, чтоб только слышали его)".

Мысль о том, что выражать себя полезно, — это тоже мысль. Но ни о какой раскрепощенности здесь речь не идет — просто это кабала другого сорта. Своего рода конфликт разума и разума. Просто один из этих разумов именует себя чувствами, вот и все.

Да и кто сказал, что человеческий разум — изначальный враг чувства? Почему рациональные и спокойные люди считаются менее чувствительными, чем их экзальтированные и взбалмошные соплеменники? Кстати, многие наверняка замечали, сколь утомительны бывают пресловутые чувствительные натуры с их бесконечной жаждой публичных откровений и экспансивной манерой общения.

И как часто невнимание к заботам других, бестактность и эгоизм прикрываются пресловутой чувствительностью, которая позволяет вести себя подобным образом... Чем, собственно, кроме сомнительной статистики, психологи могут доказать свое утверждение, что всякая невыраженная эмоция, будь то агрессия или радость, застревает в нас неким сгустком, который мешает нам жить, постепенно превращаясь в комплекс? Не пора ли успокоить нашу сентиментальность, тем более что никаких ЧУВСТВ, как уже было сказано выше. НЕ СУЩЕСТВУЕТ!

Материал подготовила

Оксана ХИМИЧ


{* *}