“Когда я впервые прочитала книгу 'Nowhere in Africa', я была зачарована, — признается немецкий режиссер Каролин Линк. – Я была поражена рассказом о женщине из еврейской семьи, которой по воле случая пришлось жить посреди африканской пустыни. Мне всегда нравилось открывать новые миры в своих фильмах, но я продолжала думать про себя: “Как это сделать? На самом ли деле я готова снимать фильм в Кении?”
Но фильм миссис Линк замечателен не только тем, что он был снят в Кении. Он похож на неправдоподобный гибрид: снятый в Кении немецкий фильм, где Холокост представляет собой эмоциональный фон картины. Фильм не показывает Кению как декорацию, не ставит на первый план живописные сафари или экзотичную землю с колониальным прошлым. Скорее всего, Кения здесь — жестокая, но красивая страна, которая становится прибежищем для гонимых людей.
Фильм рассказывает историю еврейского юриста, который вместе со своей семьей покинул нацистскую Германию и переехал в Кению в 1938 году. Так получилось, что на просторах Африки, под жаркими лучами солнца, они стали заниматься фермерством. В то время, когда родители спорили по обстоятельству натянутости их новой жизни, думая об ужасе, происходящем на Родине, их маленькая девочка втягивается в африканскую культуру и становится сильным, самоуверенным подростком.
Эта история может казаться фантастичной, но она на самом деле основана на реальных фактах. Стефани Цвейг написала "Nowhere in Africa" о себе, о том, как она росла в Кении во время Второй мировой войны. Книга стала бестселлером, после того, как была издана в Германии в 1995 году, а фильм Линк, снятый по мотивам книги, завоевал популярность после выхода в свет. Он получил пять кинопремий в Германии и был номинирован на Оскар в категории “Лучший фильм на иностранном языке”.
"Nowhere in Africa" – это большая сага и сокровенная история семьи, преодолевающей все удары судьбы для того, чтобы выжить. Но то, что привлекло внимание миссис Линк, – это личная история. “Так много фильмов снято о первой любви, — говорит она. – Я подумала, что эта книга представляет собой шанс для экранизации подростковой любви. Любовь между родителями в этой истории нелегкая. Я хотела понять, что заставляет мужчину и женщину оставаться вместе, особенно если они переживают трудные времена”.
Каролин Линк, снявшая три фильма, обладает особой способностью выстраивать серьезные, замечательные темы в сильные эмоциональные картины. Но даже она была обеспокоена тем, каким образом показать тему Холокоста. “Мы в Германии уже посмотрели столько фильмов о Холокосте, — говорит она, — что существует опасность повторения образов. Поэтому надо было искать новые пути, чтобы достучаться до сознания зрителей и заставить их прочувствовать весь ужас ситуации”.
Для миссис Линк, которая сама не является еврейкой, новым путем стал показ жизни беженцев. “Я пыталась показать, что значил Холокост для людей, которые покинули Германию достаточно своевременно, чтобы выжить, — объясняет она, — но которые ужасно страдали оттого, что им пришлось оставить их дома, их жизни и их любовь”.
В 1999 году, перед тем, как начать писать сценарий, Линк поговорила с мисс Цвейг, которая предоставила ей свободу действий при адаптации книги к постановке. “В фильме очень много того, чего нет в книге, но Каролин уловила любовь ребенка к своему отцу – этому замечательному человеку, моему отцу, который не мог никого ненавидеть”, — говорит Цвейг.
Но наиболее решающим выбором можно считать то, что Линк решилась снимать фильм на территории Кении. Киноиндустрия Кении, говорит она, прихрамывает, отчасти из-за бедной инфраструктуры страны, начиная с дорог и заканчивая телефонной связью. “Но для меня был важен тот факт, что фильм должен сниматься там, где на самом деле произошла история”.