В обветшалой тбилисской квартирке живет пожилая женщина, страстно увлеченная всем французским. За ней ухаживают ее дочь и внучка. Когда погибает любимый сын женщины — доктор, эмигрировавший в Западную Европу, — дочь решает утаить от матери трагическую новость. И наказывает своей дочке написать фиктивное письмо от имени погибшего, чтобы бабушка смогла и дальше лелеять своего рода «культ», все ритуалы которого вращаются вокруг его телефонных звонков и сердечных писем…
Краткое содержание фильма французского режиссера Джулии Бертучелли (
Julie Bertucelli) «С тех пор, как Отар ушел» (
«Since Otar Left» ), который сейчас демонстрируется в Израиле, а в апреле выйдет и в американский кинопрокат, звучит как талантливо сотканный гармоничный сюжет, написанный сценаристом, обожающим Восточную Европу и французскую романистику XIX века. Однако, как это ни странно, сюжет фильма был основан на подлинной истории семьи, с которой 36-летняя Бертучелли познакомилась во время одной из своих поездок в Грузию, куда впервые отправилась в 1995 году в качестве помощника известного грузинского режиссера Отара Иоселиани.
В феврале Фильм «Since Otar Left» был удостоен французскй кинопремии «Сезар» за лучший дебют в игровом кинематографе. Роль пожилой женщины по имени Эка в ее фильме исполнила французская актриса еврейского происхождения Эстер Горинтин (
Esther Gorintin). Джулии Бертучелли доводилось работать с такими известными режиссерами как Кшиштоф Кислевки и Бернард Тавернье. Свою же личную режиссерскую карьеру она начала в документальном кино.
Когда Бертучелли задумала создание своего последнего фильма, она сразу же обратилась к продюсеру Яэль Фогель (
Yael Fogel), с которой сотрудничала в нескольких предыдущих проектах. Тридцатидевятилетняя Фогель, родилась в израильском городе Рамат-а-Шароне (
Ramat Hasharon) и уехала в Париж после демобилизации из израильской армии. Теперь, девятнадцать лет спустя, она руководит преуспевающей продюсерской компанией «Les Films du Poisson».
Джулию Бертучелли Яэль Фогель впервые встретила в 1994 году, когда та работала ассистентом французского режиссера еврейского происхождения Эммануэля Финкеля (
Emmanuel Finkiel), снимавшего свой первый фильм «Путешествия» (
«Voyages» ). В основе сюжета той киноленты были представлены жизнь и воспоминания трех жертв Холокоста из Франции, Израиля и Польши.
К продюсируемым ее фирмой фильмам Фогель подходит очень избирательно:
«Я работаю над относительно небольшим количеством проектов, но все они вернули вложенные в них инвестиции, — отмечает она. —
Будучи эмигранткой, я привыкла смотреть на вещи как бы извне и потому могу понять тех, кто мечтает уехать из страны, с которой ты связан, чтобы начать новую жизнь уже в другом месте» .
Отец Яэль пережил Холокост, а это значит, что она воспитывалась в семье, где всегда помнили об этой трагедии. Тем не менее, она и не предполагала, что ее первый проект будет иметь что-то общее с Холокостом или с идишской культурой. Ее отец, выросший в Бельгии польский еврей, провел во Франции несколько лет сразу после окончания Второй мировой войны, поэтому творчество Яэль буквально пропитано французской культурой.
«Как уехавший сын в фильме “Since Otar Left”, — говорит она, —
в нашем доме всегда незримо присутствовала Франция» .