Top.Mail.Ru

Она пожелала исчезнуть

18.06.2003

К документальному фильму “Жена нацистского офицера” можно с легкостью применить название другой недавно снятой картины — “Подлинность”. Потому что именно вопрос подлинности является ключевым в истории, первоначально изложенной в автобиографической книге Эдит Хан Бир “Жена нацистского офицера: как одна еврейка пережила Холокост”, истории о том, как еврейской женщине удавалось скрываться у всех на виду во время Второй мировой войны.

Это очаровывающий и, одновременно, душераздирающий рассказ о человеке, которому пришлось спрятаться от самого себя, чтобы остаться в живых, рассказ изложенный женщиной, пережившей обман, в который она сама себя вовлекла. “Эдит Хан сама пожелала исчезнуть”, — рассказывает Сьюзан Сарандон, помощник режиссера документальной ленты Лиз Карбуз.

Сюжетно-тематическая линия состоит из увлекательных изгибов и поворотов, многие из которых могли стоить героине жизни. Двадцатилетней студентке юридического факультета Эдит Хан Бир пришлось пережить немало страданий, ее настоящая любовь погибла от трусости, а мать — от рук нацистов. Постоянный страх быть убитым придает фильму мрачноватый оттенок, пронизывая его духом экзистенциализма.

Выдав себя за свою подругу-христианку, она переезжает в Мюнхен и так глубоко уходит в свой новый образ, что выходит замуж за немца, члена нацистской партии и рожает от него ребенка. К концу войны муж Эдит становится офицером вермахта.

Она сумела настолько вжиться в обман, которым окутала себя, играя роль добропорядочной фройляйн, что даже полюбила эту свою вторую личину. Но однажды жизненному самоотрицанию приходит конец — в обложке одной из книг она вдруг обнаруживает свои подлинные документы, которые когда-то убедил ее спрятать мужчина, любивший ее и преклонявшийся перед нею… И с этого момента начинается возвращение — Эдит постепенно становится сама собой, заново принимая свое еврейство. Повзрослевшая дочь упрекает мать за то, что она так долго скрывала это.

Сюжетная линия “Жены нацистского офицера” к финалу картины разрастается и конкретизируется одновременно. Режиссер Карбуз практически исчезает из картины, разрешив родившейся в 1914 году героине самой рассказать почти всю свою историю.

На фотографиях молодой Эдит зритель видит милую, круглолицую девушку с живыми, раскрытыми навстречу миру глазами. Эдит Хан вспоминает, что Вена, город в котором она выросла, была тогда едва ли не центром мировой культуры. Наученная говорить откровенно и мечтавшая стать судьей или адвокатом, она говорит: “У меня было все. Я ни в чем не нуждалась и была очень-очень счастлива”. Возможно, одно из объяснений этого счастья — в отрывках из книги, которые читает в фильме Джулия Ормонд: “Мы глубоко верили в Б-га. Все, что у нас было, было разумным и уникальным…”.

Здравый ум миссис Хан Бир говорит о том, что ни преклонный возраст, ни перенесенные испытания не отняли у нее способности познавать окружающий мир, а ее мягкий английский выговор придает картине оттенок легкой пикантности. Когда она вспоминает годы своего брака с нацистом, она произносит слово “свадьба” так, словно речь идет о похоронах.

Фильм “Жена нацистского офицера” изобилует откровениями, а порой, и скрытой информацией. Фильм завершается тем, что героиня кардинальным образом меняет свое мировоззрение. Какой бы ни была прожитая жизнь, она прожита тобою и потому всегда дорога тебе. И потому всегда поучительна для тех, кто идет за тобой следом.

Мирьям Каменщик

{* *}