На всем протяжении кинофильма «Чудесное забвение» (
«Wondrous Oblivion») крикет является своеобразным фоном к истории одиннадцатилетнего еврейского мальчугана, растущего в Лондоне 1960-х, переживающего подростковую любовь и познающего истинную ценность верности и дружбы.
Нетрудно представить себе радость безнадежно увлеченного крикетом Дэвида Вайсмэна (
David Wiseman), когда он видит, как въехавшая в соседний дом семья ямайских эмигрантов устанавливает на заднем дворе крикетные сетки. Однако дружба с ними приводит к тому, что нападкам со стороны других соседей начинает подвергаться его собственная семья… У нового соседа Дэниса (
Delroy Lindo) и его дочери Джуди (
Angela Wynter) Дэвид, которого играет Сэм Смит (
Sam Smith), обучается основам крикета и, в конце концов, становится ключевым бэтсмэном (отбивающим мяч) в своей школьной команде, находящейся на пути к завоеванию кубка.
Сама идея сюжета родилась у режиссера и сценариста фильма Пола Моррисона (
Paul Morrison) лет шесть назад.
«Я начал смотреть крикет в конце пятидесятых, и хорошо помню, как в 1957 году Англия легко одержала верх над туристами из Вест-Индии. Но когда в 1963-м они вернулись с Фрэнком Уорреллом (Frank Worrell), Гэри Соберсом (Gary Sobers) и Чарли Гриффитом (Charlie Griffith)… тут уж они нас одолели, — вспоминает Моррисон. —
Мне просто необходимо было сделать этот фильм, даже сам процесс работы над которым оказался для меня захватывающе интересным. Я попытался охватить период, когда английское общество становилась разноцветным, — время перемен, в котором, как мне кажется, мы живем до сих пор, — и, возможно, это первый фильм, где в качестве инструмента повествования о социальном перевороте используется крикет» .
Влияние карибской культуры на строгий и манерный мир семьи Вайсмэнов для зрителей, оказывается столь же непреодолимым, как и для героев фильма — Дэвида и его семьи. Обучая мальчика игре, Дэнис и Джуди буквально излучают понимание и теплоту, которые напрочь отсутствовуют как в школе, так и на улице.
«Помимо прочего, мы хотели обратить внимание на то, что крикет, увезенный в колонии, в начале 1960-х вернулся на родину с волной эмигрантов посвежевшим и более энергичным, — увлеченно продолжает Моррисон, признавая, впрочем, что снимать фильм о крикете оказалось довольно непросто. —
Крикет превосходно передается по телевизору — с повторами и крупными планами, подчеркивающими атлетизм спортсменов. Воспроизводить же это в кино, особенно работая с людьми, которые вовсе необязательно знакомы с крикетом, — задача не из простых» . К счастью, Смит и Линдо оказались достаточно атлетичными и обладали неплохой координацией. К тому же, тренировать их согласился бывший разыгрывающий клуба «Windies» Фил Симмонс (
Phil Simmons).
Хэппи-энд, венчающий кинокартину Моррисона, уже вызвал немало критики, и режиссер хорошо знает об этом.
«Существует более ранняя версия сценария, предусматривавшая более горький финал, однако нас она не удовлетворила, — объясняет он. —
Тем более, что этот фильм есть нечто большее, чем просто сюжет о крикете. Равно как и не просто ностальгический жест. И это дает мне все основания надеяться, что “Чудесное забвение” войдет в каноны современного британского кинематографа».