Еврейская консервативность зачастую табуирует «скользкие» темы. Причин тому много, некоторые оправданы даже в глазах «посторонних», иные могут показаться изжитыми. Одним из основных поводов для отказа является нежелание выносить на обсуждение «чужих» интимные, внутренние проблемы — и понять не поймут, а боль причинят.
Современность, одарив нас миром высоких технологий, создала свободное информационное пространство. Теперь утаить информацию не только сложно, но и сам факт ее сокрытия вызывает негативную реакцию. Старая политика умалчивания все чаще дает сбой.
Одна из таких «запретных тем» — таhарат ha-мишпаха, или законы иудаизма, регламентирующие интимные отношения между мужчиной и женщиной. Чувство собственного достоинства, конечно, не позволяет нам «бегать, размахивая простыней», но приоткрывать некоторые завесы, думается, не только пора, но и целесообразно!
Раввин Йосеф Херсонский
***
Выйдя замуж за ортодоксального еврея, Анат Цурия (Anat Zuria) стала вести еврейский образ жизни. Однако законы семейной чистоты, вызвали в ее душе некоторый дискомфорт, и она решила снять фильм, чтобы попробовать во всем этом разобраться. Одни называют его смелым, другие — опасным. Впрочем, и сама Анат признает, что ее многочасовая документальная лента «Tehora» («Духовно чистая») имеет провокационный характер. Хотя гораздо большая опасность, по ее мнению, таится в молчании, игнорировании круга вопросов и проблем, формирующих жизнь ортодоксальной еврейской женщины.
«Tehora» фокусирует внимание на соблюдении законов таhарат ha-мишпаха (семейной чистоты), регулирующих интимные отношения между супругами. Этот свод предписаний предполагает, помимо прочего, отказ от физического контакта между мужчиной и женщиной во время менструального периода плюс неделю после его окончания, когда женщина все еще считается духовно нечистой. Чистота женщины восстанавливается лишь тогда, когда она окунается в микву. Героинями фильма стали три женщины, в душе которых идет борьба между чувствами и законами: Натали, которую вынудили пойти на развод из-за нежелания соблюдать «семейные законы»; Кэти, изо всех сил пытающаяся сохранить свою религиозность несмотря на физический и эмоциональный стресс, и Шира — невеста на выданье, не разделяющая исступленной религиозности своей матери. После оживленных дискуссий на табуированные темы, которыми сопровождался показ фильма Анат Цурии на кинофестивалях от Иерусалима до Ванкувера, он недавно дебютировал в Нью-Йорке.
Вопреки определению, «Tehora» — это все же нечто большее, чем просто документальная кинолента. Изобилие кадровых «натюрмортов» с кранами и канализационными трубами, неистовое музыкальное сопровождение, — все это рождает предчувствие чего-то неладного. «Я хотела, чтобы у зрителей создалось впечатление, будто они в западне, — объясняла Анат в беседе с корреспондентом “The Jewish Week”. — Для тех женщин их еврейское самосознание в какой-то мере находится в конфликте с самосознанием женским, с личными физическими и эмоционально-психологическими ощущениями».
К съемкам 42-летняя Анат приступила после рождения своего пятого ребенка — девочки. Воспитанная и выросшая в светской семье, она стала вести религиозный образ жизни около двадцати лет назад, выйдя замуж за ортодоксального еврея. С годами количество вопросов, связанных с таhарат ha-мишпаха, лишь увеличивалось. Вместе с мужем она стала изучать заповеди Торы и более поздние комментарии раввинов, имеющие законную силу. «Вся эта структура, — говорит Анат, — основана на мужском опыте и мужских идеях о том, что же такое женщина и какой она должна быть. Я хотела узнать, что же такое женская натура». В настоящее время она заканчивает работу над вторым фильмом, затрагивающим проблемы еврейского бракоразводного процесса (герушин), и планирует снять третий — о материнстве.
Фильм «Tehora» завоевал главные награды на фестивалях в Иерусалиме, Праге и, совсем недавно, в Японии. А также вызвал резкую критику из-за чрезмерно обличительного, по мнению некоторых, характера и нападок на hалаху (еврейский закон). Истинная опасность фильма Анат Цурии заключается в «содействии тому, чтобы евреи, еще не испытавшие всей силы и красоты еврейского религиозного образа жизни и исполнения заповедей, сходу отметали бы все эти ценности», — написал в своем очерке «Нечистые намерения» раввин Ави Шафран (Avi Shafran), представитель ортодоксальной группы «Агудат Исраэль» (Agudath Israel) в Америке.
Любая дискуссия по поводу таhарат ha-мишпаха всегда сопровождается агитацией в пользу этих законов для супружеской четы, поскольку благодаря им между супругами рождается особая близость и чувство святости. В ходе интервью, взятых Анат Цурией у сотен ортодоксальных и образованных израильских женщин, ей неоднократно приходилось слышать подобного рода возвышенные излияния чувств. Однако встречаясь с этими же самыми женщинами на протяжении месяца, она заметила, что чувства их куда более сложны: «Я никогда не слышала, чтобы женщина сказала мне: “Да, это просто здорово. Я чувствую себя превосходно”. Мне известно, что некоторые женщины обычно так и заявляют, но в ходе моего исследования мне такие не попадались».
Она иногда случайно встречается с ними во время показов «Tehora». «Они не всегда меня привечают, — говорит Цурия о зрителях. — Но в большинстве случаев я получаю больше любви, чем гнева. Думаю, для многих раввинов это должно стать сигналом тревоги».