Top.Mail.Ru

Еврейский феминизм

11.06.2007

graciya.jpgВ сравнительно недалеком прошлом женщины-лидеры редко располагали равными с мужчинами возможностями для достижения целей и реализации своих талантов. В еврейской среде тенденция к исключению женщины из мира обучения и науки всегда означала, что ее роль лидера была очень труднодостижимой. Но даже несмотря на это еврейская женщина находила пути для применения собственных талантов и утверждения своего лидерства в мире мужчин.

Мы хотим рассказать о трех женщинах, сумевших достичь заметных высот в сфере науки, бизнеса и человеческой доброты. Это Дона Грация, Асенат Баразани и Ханна Рейчел Вербермахер.

Дона Грация родилась в 1510 году в Португалии, в семье богатого испанского эмигранта, все члены которой в 1497 году (по известным причинам) насильно были обращены в христианство, пишет профессор института изучения еврейской истории имени Шехтера Рене Левин-Меламмед. Дона вышла замуж за богатого крещеного еврея Франсиско Мендеса, чья семья также предпочла в 1492 году покинуть Испанию. Вскоре после рождения у них дочери, Франсиско умер, передав жене все полномочия по управлению своим делом. В соответствии с еврейским законом, который предоставляет вдовам и разведенным право на свободную жизнь, Дона очень выгодно использовала статус вдовы. Право распоряжаться огромным состоянием открыло ей возможности для приложения талантов. Благодаря редкой проницательности и дальновидности она смогла стать не только партнером своего зятя из Антверпена, но и самостоятельно вести дела после смерти последнего в 1543 году.

Судьба благоволила Доне в ведении бизнеса, однако ей пришлось столкнуться и с серьезными трудностями в попытках бегства из Иберии и поиске места, где она могла бы жить, не скрывая своего еврейского происхождения. Она проявила редкостный альтруизм и любовь к еврейскому народу, странствуя по Европе: из Португалии в Англию, Францию, Антверпен, Венецию, Феррару, Рагузу и Константинополь. При этом ей всегда удавалось избегать вездесущих щупальцев инквизиции. Она не только спасала множество крещеных иберийских евреев, организуя для них пути бегства, но даже пыталась однажды организовать бойкот порта Анконы в отместку за учиненное там сожжение на столбе своих единоверцев. Она стремилась помочь еврейским купцам, мореплавателям и раввинам, поддерживала иешивы, синагоги, учебные заведения и больницы.

Дона Грация умерла в 1569 году, так и не успев обосноваться в Тверии, где собиралась построить отдельное поселение и спокойно доживать свои дни. В дополнение к редкостным душевным свойствам она проявила блестящую проницательность в управлении огромным состоянием, сохранив и приумножив доставшийся ей капитал, спасла других евреев от гонений, а также изобрела не имеющую аналогов стратегию организации и проведения экономического бойкота. Сочетание личных качеств с экономическим и семейным статусом позволило ей поднять в истории свое имя на высоту, достичь которой удалось очень немногим еврейским мужчинам XVI столетия.

Продолжение следует...


Женщина в Торе?

Мужчина и женщина — гири на весах творца

Две жизни ребецн Мендлович

Виктория Прессман

{* *}