Top.Mail.Ru

Еврейский феминизм. Продолжение

19.06.2007

Еврейский феминизмАснат Барзани была дочерью выдающегося курдского ученого XVI века раввина Шмуэля. Чтобы поднять уровень образования, раввин построил иешиву, а свою дочь научил всему, что знал сам. Аснат полностью посвятила себя науке, а зятем раввина Шмуэля стал один из самых одаренных его студентов, унаследовавший впоследствии и руководство иешивой.

На самом же деле учебным заведением управляла Аснат — муж был слишком занят наукой. После его смерти она приняла на себя и официальное управление. Существует легенда о том, что во сне ее часто навещал отец, предостерегавший дочь от грозящих ей опасностей. Именно так, во сне, он известил ее о пожаре в синагоге на Рош Ходеш — только благодаря тому, что люди находились на улице, а не в синагоге, никто не пострадал. Так что по вопросу о назначении Аснат главой иешивы никто не возражал — к тому времени она давно уже занималась обучением студентов и мало кто мог сравниться с ней по эрудированности и образованности.

В отличие от Доны Грации, Аснат не знала богатства и роскоши — отец ее жил очень скромно, и иешива полностью существовала за счет пожертвований. Сохранилось письмо, в котором Аснат рассказывает о затруднительном положении, связанном с долгами и конфискацией всего имущества. Отец и дочь часто обращались в богатые общины с просьбами о помощи. Несмотря на трудности Аснат у спешно обучила многих студентов и смогла отправить своего сына в Багдад, где возникла потребность в талантливом ученом. И стать одной из немногих в истории женщин, удостоившихся такого признания.

*  *  *

Куда больше невзгод пришлось пережить Хане Рахель Вербермахер из Людмира (ныне Владимир-Волынский на Украине), которую нередко называют Волынской Девой. Она родилась в хасидской общине в XIX веке, была, как и Аснат, единственным ребенком в семье и получила блестящее образование. О ее гениальности и образованности было известно во многих странах. Хана вела почти затворнический образ жизни, следуя практике, распространенной в то время в среде аскетов-цадиков. Женщины и мужчины, богатые и бедные, стекались к Хане, как к святой, чтобы учиться у нее.

Некоторые лидеры-мужчины не могли принять того, что женщина занимается совсем не женским делом, уверяя всех, что у Ханы душа мужчины, а женское тело — всего лишь видимость, сосуд. И не раз пытались посягать на ее авторитет и разрушить ее статус почти святого человека, различными ухищрениями принуждая к замужеству. В 1859 году Хана перебралась в Иерусалим, где у нее, по всей видимости, были последователи. Однако былую славу она к тому времени уже потеряла. Хана Рахель ушла из жизни в 1888 году.

________________________________

Еврейский феминизм (Начало)

Виктория Прессман

{* *}