Немецкий фильм, представляющий Адольфа Гитлера милым, вкрадчивым симпатягой, очаровывающим секретаршу и с любовью играющим со своей кошкой Алсатиан, стал, пожалуй, одной из самых противоречивых лент германского кинематографа.
Кинофильм «Падение: Гитлер и конец Третьего Рейха»
был запущен в прокат в Германии 16 сентября. Роль нацистского диктатора в берлинском бункере в последние дни Второй мировой войны исполняет швейцарский актер Бруно Ганс (
Bruno Ganz). Помимо того, что Гитлер в «Падении» изображен не только крикливым демагогом, здесь нарушается и одно из последних табу немецкого кино: Гитлеру достается главная роль.
«Мы не впервые видим Адольфа Гитлера на экране, но, безусловно, отыскать человеческие черты в монстре пытаются впервые», — говорит директор берлинского Музея кино Рольф Гисен (
Rolf Giesen). Такой подход породил в немецкой прессе ожесточенные споры, а некоторые критики не преминули предостеречь, что фильм вполне может потворствовать интересам неонацистов.
«“Падение” ставит вопрос: а можно ли вообще испытывать симпатии к Гитлеру?» — пишет немецкая газета «Frankfurter Allgemeine», критикуя это кинопроизведение. Однако ведущий немецкий еженедельник «Der Spiegel» в статье, анонс которой удостоился быть размещенным на обложке, очень даже положительно оценивает стремление сценариста и продюсера фильма Бернда Эйхингера (
Bernd Eichinger) придать
«абсурдной драме» в гитлеровском бункере
«истинное лицо».
Режиссер фильма Оливер Хиршбигель (
Oliver Hirschbiegel) поставил этот сюжет на основе полученных из первых рук свидетельств и недавно обнаруженных исторических документов, рассказывающих о периоде с 20 апреля (дня рождения фюрера) до 2 мая 1945 года, когда бойцы Советской армии обнаружили в берлинском бункере обгоревшие останки вождя Третьего Рейха. История излагается с точки зрения Траудль Юнге (
Traudl Junge) — последней стенографистки Гитлера, ставшей главным действующим лицом
документальной ленты 2002 года «Мертвая зона — секретарь Гитлера». В основу сценария Эйхингера легли ее мемуары «До последнего часа» и «Внутри бункера Гитлера».
Однако главным объектом «Падения», а значит, и первейшим поводом для полемики стал актер, исполнивший главную роль. Ганс далеко не первый, кому довелось изображать Гитлера в его последние часы. В 1972 году Алек Гинесс (
Alec Guinness) сыграл эту роль в «Последних десяти днях», а Энтони Хопкинс побывал в шкуре тирана в минисериале 1981 года «Бункер». Но Ганс стал первым, кто представил диктатора мертвенно-бледной развалиной, каким он, по словам очевидцев, и был в последние часы своей жизни. Устами Ганса Гитлер изрекает исполненный ненависти монолог о евреях и предполагаемых предателях, при этом он направляет в бой свои несуществующие войска, а руки его трясутся, что, по мнению специалистов, свидетельствует о позднем этапе болезни Паркинсона. Есть у Ганса и другое бесспорное преимущество перед другими исполнителями этой роли: он говорит с четким австрийским произношением — точно таким же, какой был у его героя. Работая над ролью, актер, в основном, ориентировался на содержание недавно обнаруженной в архивах финского радио запись 1942 года — единственную из существующих, в которой фюрер говорит нормальным тоном, а не заходится истерическими воплями перед возбужденной публикой. Ганс говорит, что испытывать сколько-нибудь реальную симпатию к Гитлеру невозможно:
«Я не стыжусь того, что в отдельные мгновения мог испытывать симпатию к нему. Если зритель, по крайней мере, в некоторых сценах, симпатизирует сыгранному мною монстру, то свою работу актера я выполнил».
Кинофильмы, рассказывавшие о нацистском режиме, не всегда были успешными с коммерческой точки зрения. До сих пор не один немецкий фильм ни разу не попытался отдать личности Гитлера главную роль, отодвигая его на задний план. С бюджетом в 16 миллионов долларов «Падение» стало, помимо прочего, еще и одним из самых дорогих немецкоязычных фильмов за всю историю, что грозит продюсерской компании Эйхингера «Constantin Film» определенным финансовым риском. Однако компания, на счету который такие фильмы, как «Имя Розы» и «Das Boot», полагается на огромный потенциал «Падения».
«Пришло время для такого фильма, — уверен Эйхингер. —
Важно не только пролить свет на поверхность собственной истории, но и рассказать об этом изнутри». Подобный взгляд, по всей вероятности, разделяют и иностранные прокатчики. После просмотра 15-минутного ролика и ознакомления с англоязычной версией сценария компании из Франции, Японии, Италии, России и стран Бенилюкса охотно раскупили этот фильм.
«Падение» не единственный новый немецкий фильм, целью которого является рассказ о нацизме изнутри. Новая трехсерийная документальная кинолента «Архитектор Дьявола» режиссера Генриха Брелера (
Heinrich Breloer) рассказывает
о жизни архитектора Гитлера Альберта Шпеера (
Albert Speer). Другой документальный фильм, «Йозеф Геббельс», также стал главным объектом выходящего на экраны документального фильма «Эксперимент Геббельса» режиссера Люца Хашмейстера (
Lutz Hachmeister).
См. также:Спорный фильм о Гитлере будет выдвинут на «Оскар» Фильм о Гитлере стал лидером проката в Германии