Престижная премия «Лола» немецкой Киноакадемии нашла своего обладателя. В десяти номинациях им стала новаторская комедия режиссера Дани Леви «Alles auf Zucker» (
«Все в сахаре: Неортодоксальная комедия»), в сатирическом ключе рисующая жизненный уклад евреев послевоенной Германии. Этот фильм стал безусловным фаворитом премии, затмив своим триумфом даже нашумевшую картину «Падение» о последних днях Гитлера. Премии «Лола» ежегодно присуждаются по итогам голосования более чем шестисот членов Киноакадемии и обходятся правительству ФРГ примерно в 2,85 миллиона евро.
Первая со времен окончания Второй мировой войны немецко-еврейская комедия собрала призы «За лучший фильм», «За лучшую режиссуру», «За лучшую мужскую роль», «За лучшую женскую роль» плюс еще в шести из 16-ти возможных номинаций «Lola awards». Напомним, что эта пронизанная юмором, разрушающая стереотипные представления о жизни послевоенной Германии картина ранее была выдвинута на немецкий аналог «Оскара» в тех же десяти категориях. Что же касается исторической киноленты «Der Untergang» (
«Падение»), показавшей рекордные сборы в кинотеатрах ФРГ и всей Европы, то она получила «Lola awards» только в трех номинациях, среди которых одна была присуждена актеру Бруно Гансу за исполнение роли Адольфа Гитлера, а две другие — «За лучшие роли второго плана».
«Такое обилие номинаций просто ошеломляет», — делится радостью Дани Леви, малобюджетная комедия которого оставила далеко позади фильмы, производство которых обошлось в пять раз дороже.
«Думаю, таким успехом мы обязаны жанру новой комедии, высмеивающей известные послевоенные табу, Германия довольно долго была лишена этого. Это принципиально новый юмор, отличный от всего того, что было раньше, и я надеюсь, что он станет и залогом дальнейшего успеха», — сказал в интервью Reuters режиссер, мать которого в 1939-м сбежала от нацистов из Берлина в Швейцарию.
Фильм «Все в сахаре», стоивший его создателям полтора миллиона евро, добился небывалого коммерческого успеха и собрал в прокате 4,2 миллиона. Следует отметить и то, что кинокартина была очень тепло принята зрителями в Германии, только что отметившей 60-летие окончания Второй мировой войны. Бросая вызов немецким и еврейским клише, игнорируя все «нормы политкорректности», произведение Леви рассказывает об отношениях двух братьев, живущих по разные стороны Берлинской стены.
Якоб Цукер, выросший в Восточной Германии, — спортивный журналист, он азартен и вечно сидит без денег, после бегства на Запад матери и брата, Самуэля, еще и шарахается от собственных еврейских корней. После смерти матери братья впервые за сорок лет встречаются и узнают, что получат права на наследство лишь в том случае, если организуют матери традиционные еврейские похороны в Берлине.
В начале года фильм, проданный для проката в десяти европейских странах, уже получил престижную премию германских кинокритиков имени Эрнста Любича. Готовится к выходу на экраны и телевизионная версия, которая через несколько месяцев порадует немецких зрителей.
«Это первый в послевоенной истории германского кинематографа фильм, который нормально освещает тему еврейского самосознания», — пишет берлинская «Morgenpost». Еврейские лидеры страны, что немаловажно, тоже положительно отозвались о фильме, впервые представившем евреев современной Германии сквозь призму здоровой сатиры и нарушившем, таким образом, одно из строжайших табу в истории страны, которая до сих пор ощущает на себе нелегкое бремя наследия нацистской эпохи.
«Впервые немцы могут смеяться вместе с евреями, — отметил президент Центрального совета евреев Германии Пауль Шпигель. —
Создателям фильма очень даже неплохо удалось этого добиться».
Кстати, о политкорректности. Наблюдая за зрительской реакцией, Леви сделал для себя открытие:
«Оказывается, над историей евреев в Германии все-таки возможно смеяться без гнетущего чувства вины».