Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
01.05.2009
Почему ашкеназские евреи так подвержены генетическим заболеваниям? Этот вопрос интересует Грегори Кохрана уже много лет. Естественный отбор приводит к тому, что «бракованные» гены вытесняются из генофонда человеческой популяции. Кохран задался вопросом: обладают ли мутировавшие гены, являющиеся причиной генетических заболеваний евреев-ашкеназов, и какими-то полезными свойствами?
Грегори Кохран предположил, что эти самые «плохие» гены делают евреев умнее. Эта дерзкая гипотеза привела Кохрана к сотрудничеству с профессором антропологии Университета Юты Генри Харпендингом. Результатом их сотрудничества стала книга «The 10,000 Year Explosion», опубликованная в феврале этого года.
К генетическим заболеваниям, особенно распространенным среди ашкеназов, относятся болезнь Тея-Сакса, истощающая организм ребенка и обычно приводящая к летальному исходу в возрасте четырех лет, а также синдром Канавана. Это заболевание, как правило, проявляется у детей в возрасте от 2 до 4 месяцев, и они начинают забывать ранее полученные навыки. Большинство детей умирает в возрасте до 5 лет. Носителем гена этого заболевания является один из 40 евреев-ашкеназов.
Такого рода заболевания приводят к повреждению молекул жирных кислот, именуемых сфинголипидами, которые играют важную роль в передаче клеточного сигнала и в клеточном распознавании. Известно только 108 генов (из более 20 тысяч, наследуемых человеком), которые могут привести к сфинголипидному метаболизму. Кохран рассчитал, что вероятность рождения больного ребенка, при условии, что у одного из родителей была генетическая предрасположенность к определенной болезни, составляет приблизительно 1:100 000.
Кохран и Харпендинг выдвинули гипотезу, что дефектные гены, участвующие в метаболизме сфинголипидов, обладают «гетерозиготным преимуществом» — т.е. приносят пользу носителям одной дефектной копии гена (и убивают тех, кому такая копия досталась сразу от обоих родителей).
Самый известный пример этого явления — серповидно-клеточная анемия, которой чаще всего страдают представители негроидной расы, рождающися с двумя дефектными копиями гена гемоглобина S. Они способствуют появлению в организме эритроцитов, несущих этот нарушенный гемоглобин и обладающих пониженной кислород-транспортирующей способностью. По этой причине люди, больные серповидно-клеточной анемией, часто страдают кислородной недостаточностью (гипоксией).
Людям, родившимся с одной дефектной копией мутировавшего гена, повезло больше. Этот ген способствует появлению в организме нормальных эритроцитов, которые несут в себе слегка деформированный гемоглобин, что позволяет организму защититься от таких болезней, как малярия, например.
Однако ашкеназы подвержены не серповидно-клеточной анемии, а болезни Тея-Сакса. Именно по этой причине, по мнению Кохрана и Харпендинга, мутировавший ген у евреев не защищает от малярии, но зато он способствует бурному росту интеллекта.
Некоторые ученые усомнились в научной достоверности этой теории. «А что из себя представляет их теория, если посмотреть на нее с другого ракурса? — спрашивает Нейл Риш, директор Института исследования генетики человека Университета Сан-Франциско. — Есть ли у них теория, объясняющая, почему латиноамериканцы и чернокожие не добиваются выдающихся успехов в сфере научной деятельности?» Однако Кохран и Харпендинг утверждают, опираясь на статистику: ашкеназские евреи отличаются повышенным уровнем интеллекта.
Роберт Берг