Top.Mail.Ru

Галахе вшивают чип

31.05.2012

Новые технологии превращают научную фантастику в реальность буквально на наших глазах. Многие религиозные евреи стремятся использовать технологические ноу-хау с целью облегчить бремя соблюдения заповедей. Новый вопрос на повестке дня — «кошерно» ли зажигать огонь в Шаббат силой мысли?

58-летняя американка, которую 15 лет назад поразил паралич, сделавший ее полностью неподвижной, подняла чашку с кофе, поднесла ее ко рту и сделала глоток. Радуясь своему успеху, женщина расплывается в улыбке. Все эти действия были произведены одной только силой мысли. Ей удалось выпить кофе, не прибегая ни к помощи собственных конечностей, ни к услугам посторонних людей. Она воспользовалась помощью управляемой компьютером руки-робота, разработанной исследователями из Университета Брауна.

Группа исследователей денно и нощно работает над тем, чтобы с помощью технологии компьютерно-мозгового интерфейса (КМИ) сделать телекинез (управление предметами на расстоянии) привычной и обыденной вещью. Весь мир взволнован перспективами этой революционной технологии, но может ли воспользоваться ей, скажем, соблюдающий еврей, чтобы облегчить свою жизнь в Шаббат?

Когда человек думает, нейроны в его мозге загораются. Технология КМИ использует запись этих нервных реакций. Система переводит мозговые импульсы в команды, подаваемые внешним устройствам. Если описывать процесс более научным языком, он выглядит так: электроды, помещенные в черепную коробку или непосредственно имплантированные в кору головного мозга, передают зарегистрированные электрические сигналы в компьютер. Когда у пациента возникает определенное желание, создается соответствующая ему компьютерная модель, описывающая порядок желаемых действий.

Некоторое время назад технология КМИ стала одной из популярнейших тем, обсуждаемых в СМИ. Обывателю все это кажется просто невероятным, а перспектива, которую КМИ дает парализованным и другим людям с ограниченными возможностями, просто завораживает. Теперь же технология КМИ привлекла к себе внимание сообщества израильских ортодоксов.

Докторант Бар-Иланского университета Исраэль Бельфер написал работу, посвященную отношению к технологии КМИ с точки зрения Галахи. Взглянув на последние достижения научной мысли с позиции еврейского религиозного права, он поставил вопросы, приводящие в изумление непосвященных, отмечает Haaretz. Является ли зажигание огня в Шаббат одной лишь силой мысли нарушением норм иудаизма? Вообще-то еврейская традиция строго запрещает зажигать огонь в субботу (классическим путем, разумеется). Но допускается ли, чтобы огонь загорелся благодаря вашему пожеланию?

В принципе в иудаизме существует давняя традиция использования технологических новшеств для решения галахических проблем. Классическим примером являются так называемые субботние лифты, которые останавливаются на каждом этаже. Таким лифтом можно пользоваться, не нажимая кнопку (то есть, не пользуясь электричеством).

Обсуждение работы Бельфера недавно состоялось на специальном форуме, проводившемся Бар-Иланским университетом в рамках проекта «Ницоцот» («Искры»). «Идея проекта “Ницоцот” состоит в том, чтобы обсуждать новейшие проблемы науки и техники с точки зрения Галахи, — говорит Бельфер. — Мы не занимаемся, скажем, разработкой “шаббатних” инвалидных колясок. Мы рассматриваем проблему в комплексе».

Итак, каким же образом соотносятся законы иудаизма, существующие с древности, с ультрасовременными технологиями, такими как КМИ? Бельфер считает, что для ответа на этот вопрос следует найти подходящий прецедент в еврейских источниках. «В отличие от любой другой религии, иудаизм активно приспосабливает научные достижения под себя», — считает он.

Исраэль Бельфер считает, что в качестве такого прецедента можно использовать рассказ Торы о мане (манна небесная), которым евреи питались во время странствий по пустыне, последовавших за исходом из Египта. Б-г посылал ман прямо с небес. Рассказ Торы подчеркивает, что сынам Израилевым было велено собирать ман каждый день кроме Шаббата (в пятницу полагалась двойная порция).

В раввинской литературе отмечается, что ман, будучи волшебным, приобретал любой вкус, какой только мог пожелать вкушавший его. И поскольку, по мнению Бельфера, трансформация вкуса мана была допустимым действием, осуществлявшимся силой мысли, технологию КМИ по аналогии тоже следует признать кошерной.

Однако до единства галахических мнений по этому вопросу, видимо, еще далеко. Судья Главного раввинского суда Москвы Исроэль Баренбаум, по просьбе Jewish.ru изучивший вопрос использования КМИ для зажигания огня в Субботу, объясняет нюансы:

«Лично мне представляется очевидным, что устройство, считывающее импульс нейронов мозга, не отличатся от любого другого приспособления, помогающего в той или иной степени реализовать волю человека, и не отличается в этом контексте от человеческого организма, который делает то же самое: "улавливает мысли" и реализует их при помощи нервной и мышечной систем. Поэтому все действия, совершенные при помощи этого устройства, следует считать действиями самого человека. Если человек сможет при помощи него убить, украсть, нарушить Субботу или оскорбить собственных родителей, все это безусловно будет считаться содеянным лично и именно им самим.

Однако отдельно следует оговорить вопрос о разрешенности использования в субботу этого устройства как такового — не для совершения запрещенных работ, а для получения не запрещенного результата. К примеру, можно ли, используя его, поднести стакан к своему рту? Ответ на этот вопрос будет зависеть от "аттестации" в рамках субботних законов замыкания электрической цепи. Известно мнение Хазон Иша, видевшего в использовании электричества в субботу нарушение запрета Торы. Согласно такому подходу только реальная угроза для жизни является поводом, снимающим данный запрет. Однако в современном раввинистическом мире преобладает мнение раввина Оербаха, утверждавшего, что в использовании электричества как таковом "состава преступления"с точки зрения законов Торы нет. И хотя он также согласен, что в использовании электричества есть нарушение некоторых запретов, введенных мудрецами, тяжело больных людей эти запреты не касаются. Потому использование, в том числе и в субботу, описанных выше устройств полностью или частично парализованными людьми представляется мне разрешенным и крайне желательным».

Николай Лебедев и Яна Зайцева

{* *}