Top.Mail.Ru

Учитесь во сне!

27.08.2012

Ай да студенческие годы! Счастливое и беззаботное время, «грызение» гранита знаний вперемешку с гулянками и куражом. Когда еще, как не сейчас? Но сессия заставляла два раза в год утихомириться и взяться за штудии. И все равно времени катастрофически не хватало. Кто из вас не засыпал над учебниками в ночь перед экзаменом? Кто по своему еврейскому счастью не вытягивал именно тот вопрос, который не доучил накануне? И так хотелось, чтобы все, что не успел усвоить, чудесным образом само собой изучилось во сне! Радуйтесь, студенты: у вас появился шанс на то, что эта дерзкая мечта сбудется!

Согласно результатам исследования, проведенного сотрудниками Института им. Вейцмана в Реховоте, опубликованным на минувшей неделе в журнале Nature Neuroscience, изучение нового материала во сне возможно, хотя пока не ясно, возможно ли усвоение таким образом комплексной информации.

Экспериментальное изучение проблемы обучения во сне крайне сложно — в первую очередь потому, что сложно доказать, что испытуемые действительно спят на протяжении всего «урока». И хотя многие исследователи все чаще говорят о важности сна для закрепления знаний, полученных ранее, никому до сих пор не удавалось доказать, что мозг взрослого человека способен во время сна воспринять и запомнить новую информацию.

В основу эксперимента, осуществленного профессором Ноамом Собелем и его аспиранткой Анат Арци, был положен условный рефлекс, открытый великим русским физиологом И.П. Павловым.

Группу испытуемых помещали в специальную изолированную комнату, стены которой были облицованы нержавеющей сталью, предохраняющей от проникновения каких-либо запахов извне. Испытуемые во сне слушали звук, а затем вдыхали либо приятный аромат (например, шампуня), либо неприятный запах (например, протухшей рыбы). Чувство обоняния вызывает уникальную невербальную реакцию, которую можно наблюдать: если аромат приятен, человек вдыхает его глубже, если же неприятен, вдох получается гораздо менее глубокий. В ходе эксперимента ученные обнаружили, что во сне человеческий мозг реагирует на запах так же, как и в состоянии бодрствования: чувствуя приятный аромат, спящий делает более глубокий вдох, нежели тогда, когда ощущает неприятный запах. Какой бы очевидной эта мысль ни показалась на первый взгляд, этот рефлекс связан с центрами высшей нервной деятельности, которые задействованы в работе памяти.

Затем эксперимент был повторен, но уже без ароматов. Испытуемые продолжали делать глубокий вдох, если слышали звук, ассоциировавшийся с приятным ароматом, и, напротив, дышали неглубоко, если слышали звук, ассоциировавшийся с неприятным запахом.

После пробуждения испытуемым предлагали снова послушать те же самые звуки, что они слышали во сне, но без ароматов. Структура их дыхания повторила структуру дыхания во сне.

Следующим этапом эксперимента стала попытка установить, связано ли такое обучение с определенной фазой сна. Испытуемые были разделены на две группы. С одной группой испытуемых тот же эксперимент был проведен в фазе медленного сна, с другой — в фазе быстрого сна. Результаты эксперимента показали, что испытуемые лучше реагировали на раздражители в быстрой фазе сна, однако, повторить структуру дыхания смогли только испытуемые, с которыми эксперимент был проведен в фазе медленного сна. Ученые предположили, что, хотя мы более подвержены стимулам извне в быструю фазу сна, однако, так называемая «сонная амнезия» приводит к тому, что мы забываем все, что узнали в эту фазу. Напротив, знания, полученные в фазе медленного сна, хорошо запоминаются. Поэтому именно фаза медленного сна должна быть в дальнейшем использована при обучении во сне (гипнопедия).

Анат Арци сообщила в интервью The Jerusalem Post, что намерена продолжить исследования в области функционирования мозга в ситуациях измененного сознания, таких как сон и кома: «Меня буквально завораживает пластичность мозга. Раньше сон считался “переходом к смерти”, однако наш мозг может работать, когда мы спим. Теперь, когда нам известно, что процесс познания во сне возможен, мы хотим узнать, где границы этого познания, т.е. что именно может быть изучено во время сна».

Надежда Гутина

{* *}