Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
09.08.2013
Давным-давно, в советские школьные годы, отец дал мне почитать брошюру князя Кропоткина об анархии, написанную им в эмиграции еще до революции. Брошюра произвела на меня тогда сильнейшее впечатление. В первую очередь — многочисленными рассказами о том, как много делали и делают в разных странах и в разных ситуациях люди для своих ближних совершенно добровольно и бесплатно, если только им не сажать на шею всевозможное начальство. Классическим образцом такой самоорганизации для Кропоткина послужило британское Общество спасания на водах — та организация, которой мы все обязаны разработанными 200 лет назад приемами реанимации утопленников.
Мечты старого князя-анархиста неожиданно всплыли в моей памяти, когда мне пришлось поближе познакомится с системой оказания скорой помощи, носящей название «Хацала». Так получилось, что недавно я удостоился чести быть включенным в медицинский совет этой организации — решительно не понимая, за какие заслуги, поскольку окружают меня в этом совете такие светила, как профессор Ривкин, еще недавно возглавлявший отделение хирургии иерусалимской больницы «Хадасса», профессор Соркин, заведующий реанимационным отделением больницы «Ихилов» и профессор Эльдад, в прошлом главный врач ЦАХАЛа. Но, по крайней мере, я наконец узнал, как эта система работает.
Базовый принцип очень прост. В «обычной» израильской скорой помощи часть сотрудников работает на ставку, часть — волонтеры. Но и те и другие работают посменно — скажем, восемь часов находятся в машине (или на станции). Таким образом, если к больному выезжает бригада из 3-4 человек, то еще две такие бригады в это время отдыхают дома. Итого, скажем, 12 работников на один набор оборудования.
В «Хацале» же 100 процентов выезжающих на вызов — добровольцы, работающие без жесткого графика и с собственным набором оборудования. Наборы эти покупает добровольцам организация, в соответствии с уровнем подготовки: врачам — один набор, фельдшерам — другой и т.д. Если доброволец передвигается на машине, то его медицинский чемодан постоянно хранится в багажнике. Однако становой хребет «Хацалы» — мотороллеры скорой помощи. Доброволец получает от организации мотороллер, приворачивает к седлу сумку с оборудованием — и вперед. Он занят чем хочет: может пиццу развозить, может Тору учить, может заниматься шоппингом. Главное — включенный мобильник с навигатором, благодаря которому в диспетчерской всегда знают, где именно находится каждый из добровольцев.
Случается, конечно, что доброволец занят работой или личными делами, от которых не может оторваться. Однако большую часть суток он находится в «боевой готовности». Принятая в «Хацале» система позволяет достигать фантастических результатов с точки зрения скорости реакции. В Израиле средняя скорость прибытия машины скорой помощи — около десяти минут в городских условиях (около получаса в сельской местности). Похожие цифры и в других странах Запада. А «Хацала», благодаря своим мотороллерам, которым пробки не помеха, во многих городах обеспечивает среднюю скорость прибытия 90 секунд с момента вызова, а в религиозных кварталах, где особенно много добровольцев, — еще быстрее. Как известно, в случае клинической смерти все решается в эти первые минуты. Скорая помощь через четверть часа после остановки сердца так же бесполезна, как и через два дня. А вот если через минуту там уже будет парень на мотороллере и начнет реанимацию, а через десять минут подъедет скорая помощь — все уже может сложиться гораздо более благополучно.
Среди трех тысяч добровольцев «Хацалы», разбросанных по Израилю, около семидесяти человек — врачи, еще девяносто — парамедики (термин, примерно соответствующий российскому фельдшеру скорой помощи, но превосходящий его подготовкой и полномочиями при осуществлении реанимации). А тысячи остальных составляют категорию, которая на иврите называется «ховеш». Формально эта ступень в российской медицинской системе соответствует санитару. Однако израильский ховеш — как в армии, так и на скорой помощи — это в первую очередь человек, обученный эффективно оказывать первую помощь: делать искусственное дыхание, массаж сердца, останавливать кровотечение.
«Хацала» — структура харедимных корней. Возникла она еще полвека назад в Бруклине, где хасиды, говорившие в основном на идише, буквально не находили общего языка с бригадами скорой помощи, да и не всегда доверяли неевреям, особенно в том, что касалось вопросов нарушения Шаббата из-за болезни. Строгое соблюдение принципа бесплатности также добавило «Хацале» популярности (обычно американская скорая помощь, как и израильская, выписывает счет за свои услуги, который потом может покрыть страховка — а может и не покрыть). Но в конечном счете оказалось, что профессиональный уровень «Хацалы» таков, что и прекрасно говорящие по-английски евреи и неевреи стали обращаться к ней за помощью.
Сейчас израильская «Хацала» состоит из харедим всего на две трети, остальные в основном вязаные кипы, но попадаются также светские, есть и несколько арабов. Осталось общее направляющее руководство, которое в «Хацале» осуществляют харедимные раввины (поэтому, например, волонтерами могут быть только мужчины). Главное, сохранилась основа: добровольцы «Хацалы» — это жители тех же кварталов, что и их пациенты. Как правило, они знакомы друг с другом и делают свое дело без всякой оплаты, имея над собой самый минимум начальства. Все руководство организацией, объединяющей три тысячи человек, может поместиться в одной комнате. И поверьте — это работает.
Так что старый князь-анархист, оказывается, кое-что понимал в человеческой психологии.