Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
12.01.2016
В сжатых ладонях легко появляется маленький настоящий слоненок, а над партой скачут только что пройденные в учебнике морские коньки. По городу плавают подлодки, а в офисы врываются, разрывая пол, огромные акулы. Флоридский еврей Рони Абовиц, похоже, действительно готов совершить прорыв в развитии виртуальной реальности. Сначала, вдохновившись андроидами из «Звездных войн», он снабдил все больницы США своими медицинскими роботами, а сейчас создал самый загадочный стартап современности Magic Leap. Компания еще ничего не представила миру, но уже получила $1,5 миллиарда инвестиций и признание лучших специалистов – от разработчиков культовых игр Doom и Quake до создателей спецэффектов «Аватара» и «Хоббита».
Масштаб инвестиций поставил Magic Leap в один ряд с такими «единорогами», как Uber, Airbnb, Xiaomi и Dropbox. Рыночная стоимость компании достигла $4,5 миллиарда, в нее инвестируют Google и Alibaba, а под знамена Magic Leap собирается весь творческий авангард человечества. Атмосфера накалена, мир ждет чуда. В ответ основатель Magic Leap Рони Абовиц, столь не похожий на технологических революционеров Стива Джобса и Элона Маска, невозмутимо обещает, что его «кинематографическая реальность» перевернет привычное двухмерное представление о компьютерном интерфейсе, и, застенчиво улыбаясь, говорит, что «намерен создать крупную компанию размером с Apple».
По мнению знаменитых венчурных капиталистов Марка Андриссена и Бена Горовица, виртуальная реальность – один из главных технологических трендов времени наряду с искусственным интеллектом, «интернетом вещей» и криптовалютой. Это прекрасно понимают и гиганты цифровой индустрии – иначе зачем бы Facebook одной из первых покупала за $2 миллиарда (а это два «Инстаграма») компанию Oculus VR, выпустившую на рынок очки дополненной реальности и вскоре заразившую своим примером Samsung и Microsoft.
Компания Apple тоже проявляет повышенный интерес к перспективной технологии, еще в прошлом году запатентовав собственную разработку шлема виртуальной реальности и прикупив целый ряд стартапов этого направления, которые могут ей пригодиться, – немецкий Metaio, шведский Polar Rose и швейцарский Faceshift. На фоне этого ажиотажа хитрее всех поступила Google. Выпустив непонятную «сделай сам» – штуковину под названием Google Cardboard, которую можно смастерить из картона своими руками, компания вместе с несколькими венчурными фондами инвестировала $584 миллиона в загадочный стартап Magic Leap из Флориды и теперь терпеливо ждет, что же будет дальше.
В ожидании чуда
Magic Leap, пожалуй, самый таинственный и засекреченный стартап современности, странный буквально во всем. Компания базируется в Голливуде, в отдалении от Кремниевой долины и других технологических хабов планеты, намеренно дистанцируясь от мест, где заимствование инноваций путем промышленного шпионажа и переманивания ключевых разработчиков – привычное дело. С другой стороны, именно в Голливуде, в первую очередь, и найдет свое применение технология Magic Leap, которую основатель компании Рони Абовиц называет «кинематографической реальностью», отмечая при этом, что она не имеет ничего общего с тем, что делает Oculus VR и другие игроки виртуального рынка.
Совсем недавно про Magic Leap, существовавшую в закрытом режиме еще с 2010 года, никто и знать не знал. Первый выход из тени состоялся в октябре 2014-го, когда СМИ сообщили о более чем $540 миллионах инвестиций, которые привлек от Google, Qualcomm и фондов Kleiner Perkins и Andreesen Horovitz никому не известный стартап. О Magic Leap тогда было понятно только то, что она занимается виртуальной реальностью, подробностей – никаких. Сайт компании, на который за разъяснениями ринулись тысячи журналистов, техноблогеров и просто любознательных гиков, мало что прояснил. Кроме нескольких быстро облетевших интернет картинок, которые при желании можно сделать и в фотошопе, ролика с голографическим слоненком и пары пространных абзацев о «технологии будущего», желающие докопаться до истины ничего не нашли.
Наперекор скептикам
Поначалу разочарованные представители медиа поставили под сомнение состоятельность стартапа, заподозрив в нем очередной «пузырь», но вскоре все встало на свои места. Во-первых, Andreesen Horovitz и Google куда попало инвестировать не станут, а полмиллиарда – деньги немалые. Во-вторых, самых недоверчивых правдоискателей Magic Leap стала приглашать на свои закрытые презентации, откуда они выходили с круглыми от восторга глазами и невнятно несли что-то про «огромных монстров, парящих в воздухе на расстоянии вытянутой руки», как это произошло, например, с Рейчел Мэтц из Technology Review Массачусетского технологического университета.
Аналогичные эмоции испытали «отец киберпанка», автор культовых романов «Криптономикон» и «Лавина», писатель-фантаст Нил Стивенсон, дизайнер Ричард Тейлор, работавший в составе Weta Workshop над постановкой спецэффектов «Аватара» и «Хоббита», и культовый разработчик игр (Doom, Quake) Грэм Дивайн, сотрудничавший с Atari и Apple. Недолго думая, все они изъявили желание примкнуть к команде Magic Leap и заняли в ней ключевые должности. Работа нашлась даже Стивенсону – писатель стал «главным футурологом» стартапа. Возглавляет же звездную команду Рони Абовиц – 44-летний флоридский еврей со степенью магистра по биомедицинским технологиям.
Эксцентрик и вегетарианец
Когда Абовиц впервые появился на публике как глава Magic Leap – это произошло во время технологической конференции TED в 2012 году, – всерьез его никто не воспринял. Это и неудивительно, поскольку он вышел на сцену в скафандре космонавта под музыку присутствовавшей там же психоделической рок-группы и в сопровождении двух непонятных мохнатых существ яркой расцветки, напоминающих Чубакку из «Звездных войн». Немного поплясав под саундтрек из «Космической одиссеи» Кубрика и разбросав по сцене бумажки со словом «Выдумка» (Fudge), странная компания удалилась.
Совсем по-другому о нем заговорили в 2013 году, когда выяснилось, что основатель производящей медицинских роботов корпорации MAKO Surgical, поглощенной Stryker Medical за $1,65 млрд, и эксцентричный пропагандист виртуальной реальности в костюме астронавта – одно лицо. Максимально реализовавшись в соответствии с полученным образованием и заработав немалые деньги на продаже MAKO, Рони Абовиц полностью посвятил себя тому, о чем мечтал с детства – разработке технологий, которые сделают фантастику реальностью. Хотя, если разобраться, и MAKO производит не ширпотреб – ее медицинские роботы блестяще делают сложные операции на коленном суставе, например.
Рони родился во Флориде в семье приехавшего в США после демобилизации из ВВС Израиля Исаака Абовица и ставшей художником дочери иерусалимского раввина Иты Гольденхольц. Еврейское образование, которое дали Рони и его младшему брату родители, а позже учеба на биомедицинском факультете университета Майами не мешали будущему предпринимателю засматриваться «Стар Треком», «Звездными войнами» и запоем читать фантастику. Более того, как позже признается Абовиц, медицинских роботов MAKO, которых сегодня используют хирургические отделения 160 больниц США, ему навеяли андроиды из «Звездных войн», а трехмерная виртуальная реальность, описанная все тем же Нилом Стивенсоном еще в 1992 году в его «Лавине», легла в основу технологии Magic Leap.
По словам близких, дома Рони – совсем не тот таинственный эксцентрик, каким знают его по редким интервью, когда он намеренно напускает туману на все, что касается Magic Leap. Еще частенько он категорично заявляет, что его технологии перевернут привычное представление мира об интерфейсе вычислительных машин на ближайшие 40–50 лет. Несмотря на постоянные поездки по свету по делам бизнеса, Абовиц – человек тихий и семейный. Вегетарианец с 11 лет, он очень любит животных, которых в доме Рони и его жены Дебби во флоридском Дания Бич проживает множество: кошки, собаки, кролики и птицы. «Рони действительно очень странный, – рассказала Business Insider его сестра Минди Сигал. – Я чувствую, что до конца жизни он меня еще не раз удивит». С Израилем Абовица связывают тесные отношения. Воспитанный в традициях уважения к еврейскому государству, Рони неоднократно бывал в Израиле как турист и даже однажды, в 1990 году, прослужил месяц волонтером в ЦАХАЛе.
В последнее время его визиты на историческую родину стали носить деловой характер – Magic Leap разрастается, представительства компании открылись в Калифорнии, Сиэтле и Новой Зеландии. Израиль с его уникальным стартап-климатом не стал исключением – в июле издание Globes сообщило об открытии R&D-офиса в Рамат-Гане, где к разработке виртуальных технологий Magiс Leap присоединятся талантливые израильские программисты и дизайнеры.
Взгляд в будущее
Относительно блестящих перспектив своего детища Абовиц не испытывает ни малейших сомнений. Технология динамического оцифрованного сигнала светового поля Magic Leap, построенная на восприятии мозгом отражения реальных объектов, развиваясь, вскоре вытеснит из жизни привычные смартфоны и ноутбуки, говорит он. Возможности того, что есть у Magic Leap уже сейчас, довольно обширны – от использования в кинематографе, игровой индустрии, медицине и образовании до банальных покупок в супермаркете. Кроме того, что использование Magic Leap способно превратить закостенелого циника в 10-летнего ребенка, добавляет он. «Представьте, что вы идете по улице где-нибудь в Китае, а все вывески вокруг вас – на английском, – описывает технологию Magic Leap Абовиц. – В ресторане официант разговаривает с вами по-китайски, а его речь синхронно сопровождается английскими субтитрами».
Дальше будет больше, уверенно заявляет Абовиц. В планах стартапа – выпуск собственного SDK (пакета инструментов для девелоперов), который на примере уже устаревшего ПО Magic Leap (для публичного релиза Абовиц с командой готовят более современную версию) продемонстрирует разработчикам возможности альтернативной iOS и Android платформы. «Рони от природы наделен талантом убеждения. Кроме того, он умеет детально передать свое видение результата в постановке какой-либо конкретной задачи», – характеризует Абовица его бывший партнер по MAKO Уильям Тапия.
Сегодня в Magic Leap трудятся высококлассные инженеры с опытом работы в самых передовых технологических компаниях. Недостатка в рабочей силе не предвидится – тысячи квалифицированных специалистов электронной отрасли во Флориде остались без работы после закрытия производств Motorola и Blackberry. На бездействующих сейчас мощностях Motorola Абовиц планирует построить гигантский завод, бросив вызов сложившейся за последние 20 лет традиции американских компаний выпускать свои продукты в Китае. Деньги на это у стартапа есть – в ноябре в результате последнего раунда финансирования Magic Leap привлекла $827 миллионов от группы инвесторов во главе с китайским e-commerce-гигантом Alibaba.
Григорий Желнин