О том, что еврейские композиторы, даже оказавшись в нацистских лагерях, продолжали писать музыку, было известно уже давно. Некоторые произведения, написанные выдающимися композиторами-евреями в концентрационном лагере Терезиенштадт, хорошо известны во всем мире (напомним, что Терезин служил образцово-показательным лагерем с несколько облегченным режимом, что позволило наладить в нем культурную жизнь). Другие произведения забыты или же вовсе неизвестны. Итальянский пианист Франческо Лоторо поставил цель вернуть из забвения музыку, написанную еврейскими узниками нацистских лагерей.
«Музыканты не могли оставить ничего материального. Только свои сердца, только свои мысли, только музыку. И они оставили грядущим поколениям музыку. Это великая исповедь сердца», — сказал Лоторо в интервью JTA.
Франческо Лоторо живет в итальянском городе Барлетта, неподалеку от Трани, и преподает в местной музыкальной школе. Он считает себя потомком евреев, насильственно обращенных в христианство. В 2004 году он и его жена приняли иудаизм. Однако, по словам Лоторо, его обращение в иудаизм не имеет отношения к его музыкальным поискам.
«Конечно, будучи евреем, я чувствую, что это мицва. Это то, что я должен сделать. Но думаю, что даже если бы я не стал евреем, я бы все равно это сделал, — говорит пианист. —
Я начал свои поиски, руководствуясь интересом и страстью к музыке. Я чувствовал, что кто-то должен это сделать, и этим кем-то стал я. Сегодня это стало для меня миссией».
Все началось в 1991 году, когда Лоторо совершил поездку в мемориальный комплекс на месте лагеря Терезин в Чехии. Заключенными Терезина были известные композиторы Виктор Ульман и Гидеон Кляйн, оба впоследствии погибшие в Освенциме. Их произведения, написанные в лагере, в частности опера Ульмана «Император Атлантиды», стали частью мирового музыкального репертуара.
«Я отправился в Терезин, полагая, что так будет проще начать, — вспоминает Лоторо. —
Но после Терезина я поехал в другие концентрационные лагеря. В итоге мне пришлось купить еще один чемодан, чтобы привезти домой все найденные материалы».
С тех пор Лоторо стал постоянным посетителем антикварных лавок, архивов, библиотек, музеев и частных коллекций, где пытался найти следы утерянной музыки. За все это время итальянец собрал драгоценную коллекцию, включающую более 13 тысяч предметов — партитуры, черновики, дневники, микрофильмы, фотографии, аудиозаписи. В составе его коллекции — около четырех тысяч оригинальных партитур и старых записей «концентрационной музыки» (музыки, написанной в лагерях смерти, трудовых и концентрационных лагерях, в лагерях для перемещенных лиц и иных местах заключения), созданной в период с 1933-го до конца Второй мировой войны.
Многие композиторы, не имея под рукой других материалов, записывали свои сочинения в блокнотах или на клочках бумаги. К примеру, чешский композитор Рудольф Карел, сидя в пражской тюрьме «Панкрац», записал музыку на туалетной бумаге, которая, надо думать, там была в большом дефиците. Из-за этого некоторые записи Лоторо приходилось буквально расшифровывать по одной ноте.
«Люди продолжали творить, несмотря на то, что находились в столь ужасных местах. Композиторы чувствовали, что живыми из лагеря не выйдут и стремились создать свое творческое завещание».
В рамках своего исследования Лоторо консультировался с исследователями, специализирующимися на музыке, написанной в период Холокоста, а также беседовал с музыкантами, пережившими Холокост, и с родственниками тех, кто погиб. Однако большую часть работы Лоторо проделал самостоятельно и на собственные средства. Хотя на протяжении всех этих лет пианист и получил несколько грантов, тем не менее этих средств не хватило, Лоторо влез в долги и даже был вынужден заложить собственный дом.
В 90-е годы для исполнения собранных им сочинений Франческо Лоторо создал оркестр. В текущем году коллекция вышла на 24-х дисках под названием «Энциклопедия концентрационной музыки».
В собранной пианистом коллекции есть произведения, написанные не только евреями, но и квакерами, членами секты «Свидетели Иеговы», цыганами, политическими заключенными, гомосексуалистами и другими лицами, подвергавшимися преследованиям при нацистах.
Лоторо надеется, что со временем ему удастся создать цифровую базу данных всех найденных им материалов. Остается только удивляться и восхищаться тем, как один человек смог проделать столь трудоемкую и благородную работу.