Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
07.12.2012
Песня Леонарда Коэна Hallelujah («Аллилуйя») стала значимым явлением современной культуры. Ее кавер-версии исполнили многие знаменитые музыканты, в числе которых Бон Джови, Руфус Уэйнрайт, Регина Спектор, Майкл Макдональд, Нора Джонс, Джастин Тимберлейк, Сьюзан Бойл, Вили Нельсон, Рене Флеминг — список можно продолжать. Эта композиция звучит в анимационном фильме «Шрек» и во многих телешоу.
Однако в 1984 году, когда песня только была записана в студии, никто не мог предположить, что она станет столь популярной. Лишь десять лет спустя музыкант Джеф Бакли перепел ее в своем дебютном альбоме Grace. Прозвучав в его волнующем исполнении, песня начала свой путь к славе, и в последующее десятилетие становилась все популярнее и популярнее.
Захватывающая и запутанная история того, как Hallelujah — песня о любви, сексе, религии, жажде и сожалениях — прошла путь от проходной записи до легендарного культурного явления, рассказана в новой книге Алана Лайта The Holy or the Broken: Leonard Cohen, Jeff Buckley, and the Unlikely Ascent of “Hallelujah” («Святой или оскверненный. Леонард Коэн, Джеф Бакли и невероятный взлет песни Hallelujah»). В книгу включены интервью с людьми, участвовавшими в записи композиции — как оригинала, так и кавер-версий, передает cbsnews.com.
История, вдохновившая журналиста изданий Rolling Stone и The New York Times Алана Лайта на создание книги The Holy or the Broken произошла, когда он был в Йом Кипур в синагоге. «И в качестве некоей высшей точки самого святого дня еврейского календаря хор вышел и спел Hallelujah. Все знали эту песню, все отреагировали на нее, многие люди плакали. И тогда я начал думать: “Надо же, эта композиция теперь играет совсем другую роль, она действительно стала песней, подходящей для таких моментов”, и перестать думать об этом я уже не мог», — вспоминает автор книги.
Удивительно, но после выхода альбома на песню Hallelujah мало кто обратил внимание. «Мне не удалось найти ни одного обзора альбома Various Positions, где бы упоминалась песня Hallelujah. Невероятно, как могла песня, история которой начиналась так, превратиться в то, во что она превратилась», — отмечает Алан Лайт.
После выхода песни на пластинке Коэн нередко исполнял ее вживую с новыми сочиненными им словами. В дальнейшем и другие артисты, исполнявшие эту композицию, меняли текст «под себя». «Коэн никогда не возражал против изменений, которые другие музыканты вносили в его песню, — рассказывает Лайт, — и это позволило ей обрести огромное множество новых смыслов и применений».
Несомненно, самая знаменитая вариация Hallelujah была исполнена Джефом Бакли и вошла в его альбом Grace в 1994 году. Увы, молодой подававший надежды музыкант умер всего через три года после выхода этого альбома. «Со временем все больше людей обращало внимание на его версию Hallelujah. Многие юные фанаты под влиянием этой песни сами становились музыкантами», — рассказывает Лайт.
Алан Лайт пишет в своей книге, что особенно широкую популярность Hallelujah приобрела в начале 2000-х годов, после выхода мультфильма «Шрек».
«Эта песня звучит и на свадьбах, и на похоронах, и она всегда звучит к месту, — отмечает Лайт, — Я пишу в своей книге и о людях, которые под эту песню вступили в брак, и ужасную историю о семье, которая под нее хоронила ребенка, прожившего на свете всего неделю. И это была именно та песня, которая была нужна им в тот момент».
78-летний Леонард Коэн не участвовал в создании книги The Holy or the Broken, но дал согласие на ее публикацию. Что же сам автор думает о все растущем внимании к своей песне? «Наблюдая за тем, как он год за годом отвечает в интервью на вопросы об этой песне, я не могу отделаться от чувства, что Коэн и сам не знает, почему именно она вызвала такой отклик, — рассказал Лайт. — Однако, мне кажется, его забавляет тот факт, что звукозаписывающая компания поначалу сочла, что эта песня недостаточно хороша для нее, а сейчас эта композиция звучит по всему миру».
Может быть, песня Hallelujah, столь часто исполнявшаяся в последние годы, уже преодолела пик своей популярности? Лайт считает, что в ближайшее время потеря популярности ей не грозит: она продолжает звучать во многих телешоу. Но дело даже не в этом. «Эта песня точно не ушла в прошлое, — размышляет Лайт, — думаю, люди не перестанут петь ее даже в том случае, если производители телевизионного мыла не будут вставлять ее в свой саундтрек при каждом удобном случае».
Дмитрий Ерусалимский