Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
21.10.2013
Как никогда актуальными кажутся сегодня слова великого Уинстона Черчилля: «Народ, который забывает свое прошлое, не имеет будущего». Современная цивилизация знает множество народов и языков, которые исчезли с лица земли, так и не реализовав полностью свой потенциал в рамках общемировой культуры.
Благодаря сплоченности бухарско-еврейской общины, самоотверженности ее лидеров, богатая культура, язык и уникальные традиции продолжают свой путь от одного поколения к следующему. Ведь забота о своей культуре и вере является одним из важнейших факторов сохранения еврейского народа на протяжении тысячелетий.
Описывая историю той или иной этнической группы, исследователи нередко уделяют внимание происхождению и этимологии характерных для нее личных имен и фамилий. Толмасовы — одна из известных фамилий бухарских евреев, знакомая чуть ли не каждому представителю общины, но в особенности — ценителям шашмакома (песенного искусства народов Центральной Азии).
История фамилии берет свое начало от Джурабоя Бобобекова, жившего в Бухаре во второй половине XIX века. Джурабой был обладателем красивого голоса и крепкого здоровья. Однажды представители общины попросили его взять на себя обязанности недавно умершего могильщика еврейского кладбища. Джурабой согласился и приступил к новой нелегкой работе. Рассказывают, что когда Бухару поразила холера, Джурабой трудился не покладая рук, выкапывая до восьми могил в день. Городской глава, видя, как Джурабой честно и ответственно выполняет свои обязанности, дал ему прозвище «Толмас», что означает «неутомимый». Так возникла известная бухарско-еврейская фамилия, которая прославилась своим вкладом в музыкальное искусство Востока. Одним из самых известных носителей гордой фамилии был Михоэль Толмасов. Несмотря на значение этой личности, в средствах массовой информации содержится крайне скудная информация о нем.
Корни Михоэля Толмасова — в Бухаре, колыбели всего бухарского еврейства. Именно здесь в 1887 году в многодетной семье Джурабоя и Мирьям появился на свет Михоэль.
Отец Михоэля был обладателем красивого голоса, в доме часто звучала музыка. Музыкальную атмосферу в доме создавал не только отец, но и брат Михоэля — Исроэль, ученик великого хафиза Левичи Бабаханова. Однажды Левича, услышав голос Михоэля, сказал ему: «Я преклоняюсь перед твоим талантом», — такова была оценка великого мастера. При участии Левичи состоялось и первое публичное выступление 20-летнего Михоэля при дворе бухарского эмира.
Три года спустя Михоэль решает создать семью и берет в жены Мазол, которая оказалась бесплодной. Вскоре, в 1915 году, умирает отец Михоэля, Джурабой, в результате чего жизнь семьи становится невероятно тяжелой. Михоэль берет на себя все заботы по обеспечению семьи. В промежутках между выступлениями он, пытаясь прокормить большую семью, продает на базаре домашнюю снедь. Однако, не видя улучшения в условиях жизни и каких-либо перспектив, Михоэль убеждает семью переехать в Самарканд.
К 28 годам Михоэль стал уже популярным певцом со сложившимся кругом поклонников. В Самарканде для Михоэля действительно открылась новая страница в жизни. Здесь его очень любили и почитали. Единственное, о чем он сожалел — это отсутствие наследников. По причине бесплодности жены он решает развестись с ней. К сожалению, второй брак, с Севийо, приносит горе: через полгода после свадьбы вторая супруга заболевает тифом и умирает. Целый год Михоэль находится в печали, но затем судьба сводит нашего героя с Брухо, ставшей его третьей женой. Она, понимая непростую судьбу Михоэля и его стремление обрести наследников, рожает ему 10 детей: Уриэля, Рафоэля, Натаниэля, Яхиэля, Мишоэля, Эманнуэля, Тамару, Тариэля, Даниэля и Гоэля. Будучи очень религиозным человеком, Михоэль дает своим детям имена из Танаха.
Тем временем в творческой карьере Михоэля начинается новый этап: в 1920 году открывается театральная секция «Культура» при гарнизонном театре, где он продолжает свое творчество. Незадолго до этого Михоэль знакомится с видными деятелями искусства из числа членов еврейской общины: с Михоэлем и Гавриэлем Муллокандовыми. К тому времени слава о Михоэле распространяется за пределы Самарканда. Известен случай, как отряд басмачей взял в плен Михоэля и группу его музыкантов и собирался в безлюдном месте расстрелять их. Но в какой-то момент к отряду прискакал курбаши, который слышал о таланте Михоэля и приказал ему петь. Только благодаря невероятному мастерству Михоэля вся группа музыканта избежала трагической гибели от рук басмачей.
Спустя девять лет, в 1929 году, Михоэля приглашают на работу в радиокомитет Самарканда, а еще через три года в жизни бухарского еврейства происходит особенно важное культурное событие: по приказу правительства создается Местно-еврейский государственный музыкальный театр «Байрок мехнат». У истоков театра стояли Михоэль Толмасов, Гавриэль и Михоэль Муллокандовы, директором был назначен Малкиэль Аминов, режиссером Пинхас Муллокандов.
Театр выступал не только для членов общины, но и активно гастролировал в разных городах СССР, в том числе в Москве и Ленинграде. Через четыре года после создания театра, в 1936-м, деятельность Михоэля Толмасова была оценена руководством страны присвоением ему звания народного артиста УзССР и ордена «Знак почета». Вскоре он становится депутатом Верховного Совета УзССР 1-ого созыва. Последним государственным постом Михоэля стала должность художественного руководителя Узбекской государственной филармонии.
В 1948 году Михоэль выходит на пенсию и решает посвятить все свое время семье и свободному творчеству. В 1968 году после тяжелой болезни из жизни уходит Брухо, Михоэль очень тяжело переживает утрату любимой жены. Год спустя 81-летний Михоэль тоже ушел из жизни. Собрав перед смертью в своем доме всех детей, он наказывает им жить дружно, поддерживать друг друга в любой ситуации и не забывать культуру и обычаи своих предков.
День, когда Михоэля провожали в последний путь, Самарканд запомнил надолго. Самаркандцы знали и ценили его музыкальный талант, природную скромность, доброту и гостеприимство его большой семьи.
Уже несколько десятилетий нет с нами Михоэля Толмасова, но по сей день в махалле Самарканда на улице, названной в его честь, сохранились дом, где он жил, и памятный портрет-мозаика великого певца.
Память о Михоэле Толмасове удалось увековечить и за пределами Узбекистана, в израильском городе Ор-Йегуда, где в его честь переименована одна из улиц.
Убежден, что не только семья и ближайшее окружение семьи Толмасовых, но и вся бухарско-еврейская община, весь еврейский народ и международная общественность будут с гордостью помнить музыкальный талант и непростую судьбу Михоэля Толмасова.
Азиз (Ашер) Саатов