Top.Mail.Ru

Еврейские мотивы Rolling Stones

09.06.2014

На прошлой неделе группа Rolling Stones впервые выступила в Израиле. Почти 50 тысяч зрителей приветствовали легендарных рокеров в парке Яркон в Тель-Авиве. Концерт «роллингов» состоялся несмотря на бойкот, объявленный Израилю пропалестински настроенными британскими рокерами во главе с одним из основателей Pink Floyd Роджером Уотерсом. 


Между тем «роллинги» уже давно известны сотрудничеством со многими музыкантами еврейского происхождения, а в их творчестве заметное место занимает еврейская тема.

Менеджером Rolling Stones в 1960-х был еврей Эндрю Луг Олдэм. Свою карьеру Олдэм начинал в качестве пресс-агента Брайна Эпстайна — менеджера Beatles. Впоследствии он превратил Rolling Stones в своего рода «анти-Beatles», создав им имидж опасных бунтарей. Этот образ в немалой степени является заслугой фотохудожника еврейского происхождения Джереда Манковица, занимавшегося оформлением обложек альбомов группы и делавшего для нее рекламные снимки.

Первой популярной композицией группы в США стала Time Is On My Side, написанная американским поэтом Джерри Раговым. Олдэм вдохновил Мика Джагерра и гитариста Кита Ричардса на сочинение собственных композиций — по примеру Леннона и Маккартни. Одна из первых песен, написанных Джаггером и Ричардсом, As Tears Go By, стала популярной в исполнении Марианны Фейтфулл, британской певицы, имевшей еврейские корни.

В 1966 году Эндрю Луг Олдэм передал управление делами группы американскому еврею Аллену Клейну. Мик Джаггер, пораженный деловой проницательностью Клейна, рекомендовал его в качестве менеджера битлам после смерти в 1967 году Брайана Эпстайна. Считается, что именно деятельность Клейна послужила одной из главных причин распада Beatles.

В 66-м году вышла, возможно, самая загадочная композиция Rolling Stones — Paint It Black. Песня была воспринята как попытка «роллингов» завоевать популярность в тогда в моду стиле рага-рок, возникшем под влиянием индийской музыки. Критики отмечали, однако, что Paint It Black по звучанию напоминает, скорее, не Индию, а Ближний Восток или даже восточноевропейский клезмер. Впоследствии в одном из интервью Кит Ричардс рассказал, что эта композиция очень отличается от всего, что он создавал ранее. «Возможно, когда я сочинял ее, во мне проснулся еврей», — признался он.

Paint It Black не единственная композиция «роллингов», в которой прослеживается еврейская тема, отмечает обозреватель издания Forward Сет Роговой. Sympathy for the Devil, которая поется якобы от лица Люцифера, содержит такие строки: «Я ехал на танке, я был генералом, когда вокруг блицкриг бушевал и трупы воняли». Очевидно, что текст композиции имеет отсылки к Холокосту. В то же время отмечается, что эта песня была написана Миком Джаггером под впечатлением от только что прочитанного романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

Однако самой «еврейской» композицией роллингов по праву считается Shattered из альбома 1978 года Some Girls. Эта песня — признание в любви одному из самых еврейских городов диаспоры — Нью-Йорку. В ней рассказывается об актуальных проблемах Нью-Йорка конца 70-х, когда мэром был Абрахам Бим: росте преступности, экономическом кризисе, поставившем муниципальный бюджет на грань банкротства. Одним из последствий кризиса стало сворачивание в Нью-Йорке швейной промышленности, ранее бывшей одной из основ городской экономики и находившейся в руках преимущественно предпринимателей еврейского происхождения. Джаггер использовал в Shattered старую еврейскую мелодию, к которой написал новые слова: Shmatta shmatta shmatta, I can’t give it away on Seventh Avenue. Известно, словом «шматес» («тряпки» в переводе с идиш) обозначали мелкие мастерские, в которых еврейские портные зарабатывали на жизнь.

Роберт Берг

{* *}