Первая мировая война, ставшая роковой чертой в истории России, принесла неисчислимые страдания всем народам, ее населявшим, в значительной мере затронув и российское еврейство. Неудачи в ходе войны привели к тому, что боевые действия развернулись на территориях черты еврейской оседлости. Кроме обычных бед, сопутствующих войне, обострялись и специфические, чисто "еврейские", связанные с господствующим в стране антисемитизмом. Эвакуация при отступлении русской армии из Польши, Литвы, Галиции сопровождалась массовыми погромами и грабежами. Сотни тысяч людей были насильно изгнаны из своих домов и отправлены в глубь страны. Эшелоны с еврейскими беженцами растянулись от Украины до Дальнего Востока. Одновременно часть генералитета и верховной власти попыталась обвинить в неудачах русской армии и в экономических трудностях еврейское население. Была инспирирована погромная агитация как в войсках, так и в тылу. Властями предпринимались меры по дальнейшему ужесточению антиеврейского законодательства. Это вызвало ответную реакцию среди широких кругов интеллигенции. Они считали, что антисемитизм присущ тем кругам, которые поставили страну на грань национальной катастрофы. Поэтому сопротивление официальному антисемитизму стало делом самых различных и идейно "разношерстных" представителей российской общественности. С целью координации этой борьбы было создано "Общество изучения еврейской жизни" (более известное под неофициальным названием "Общество борьбы с антисемитизмом"). Основатели общества, популярные писатели Л.Андреев, М.Горький и Ф.Сологуб, распространили за своими подписями "Воззвание к русскому обществу". К нему присоединились И.Бунин, И.Толстой, Н.Кареев, А.Карташев, З.Гиппиус, И.Лучницкий, П.Струве, ГЛопатин. С.Мельгунов, Н.Бердяев, Игорь Северянин и многие другие.
На одном из первых мест в работе общества стояло издание специальной литературы, не только направленной против антисемитизма, но и рассказывающей о подлинной сути еврейского вопроса в России. В 1915-1916 гг. было выпущено несколько
подобных книг. Самым известным стыл сборник "Щит", выдержавший три переиздания. В 1916г. был подготовлен еще один сборник — "Евреи на Руси". Приглашение к участию в нем получили В.Короленко, В.Брюсов, И.Бунин, В.Вересаев, С.Сергеев-Ценский, К.Тренев, И.Шмелев и другие авторы.
Представленные материалы сосредотачивались у руководителей общества М.Горького, Л.Андреева, Ф.Сологуба. Была опубликована лишь часть из них, так как Февраль 1917 г. снял остроту проблемы.
Именно к этим материалам относится и публикуемое нами исследование С.Г.Сватикова. Вокруг участия евреев в те годы кипели далеко не академические страсти. Сватиков не мог в то время использовать архивные документы. Источниковой базой для него послужила опубликованная в начале века серия мемуаров участников народнического движения 1870- 1880-х и доступные уже тогда историкам ведомственные издания Министерства внутренних дел (жандармские отчеты, обзоры и т. п.).
Появившееся пять-шесть лет спустя исследование ветерана революционного движения Л.Г.Дейча опиралось фактически на тот же круг источников, но оно лишено литературных достоинств, присущих работе С.Г.Сватикова. Хотя сегодня есть возможность привлечь гораздо больше архивных документов по данной теме, очерк С.Г.Сватикова имеет одно, но чрезвычайно ценное достоинство-он написан свидетелем и участником событий тех лет, русским исследователем, стремившимся объективно разобраться в этом непростом вопросе.
Работа хранится в фонде Л. Андреева (ф. 9. Оп. 5. Ед. хр. 11) в Отделе рукописей Института русской литературы (Пушкинский дом). В сохранившейся части исследования Сватикова отсутствует пятая глава, которая, по логике изложения, должна была охватывать события 1881 — 1883 гг. Нам неизвестно, была ли она написана.
Вконтакте
Twitter
Телеграм