Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
15.01.2007
Название нацистского лагеря Освенцим уже давно стало синонимом ужасов Холокоста и всех зверств, на которые только способен человек. Слово это с течением времени даже стало приедаться, обретая черты некой абстракции. А ведь Освенцим-Биркенау был вполне конкретным учреждением и занимались им вполне конкретные люди. В том, как действовала эта машина смерти и кто ею управлял, пытаются разобраться авторы нового документального фильма «Вердикт по Освенциму: Франкфуртский процесс, 1963 – 65 годы».
Продолжительность фильма — три часа. Мгновение в сравнении с двадцатью месяцами работы самого длительного судебного разбирательства в немецкой истории. Франкфуртский процесс тянулся 20 месяцев, на скамье подсудимых находилось 22 ответчика, а в качестве свидетелей выступали 360 человек из 19 стран. Только для того, чтобы зачитать вердикт, председательствующему потребовалось 11 часов.
Работая над лентой, немецкие режиссеры-документалисты Рольф Бикель и Дитрих Вагнер просмотрели 430 часов киноархивных материалов, которые обнаружили в подвале франкфуртского суда.
Подсудимые — 22 бывших эсэсовца — средних лет с внушительными животами, в строгих гражданских костюмах. Это уже не те крупные нацистские шишки вроде освенцимских комендантов Рудольфа Гёсса или Артура Либехеншеля, которых казнили в Польше вскоре после окончания Второй мировой. Это конкретные исполнители, лагерные функционеры, непосредственно отвечавшие за пытки и убийства. Вильгельм Богер, например, офицер СС и следователь, к тому же, великий выдумщик — не всякий сумел бы превзойти его в жестокости и изощренности пыток, которые он применял, допрашивая заключенных. Или, скажем, Йозеф Клер, необразованный санитар, возомнивший себя врачом и убивший инъекциями фенола тысячи человек. А Отто Кадук ведал газовым хозяйством — отвечал за газ «Циклон Б» в газовых камерах, о своей «работе» рассказывает с педантичностью инженера (до ареста, между прочим, управлял домом престарелых).
Шесть подсудимых были приговорены к пожизненным срокам тюремного заключения, остальные получили сроки от трех до 14 лет.
При всей исторической и просветительской значимости как самого процесса, так и посвященной ему киноработы Бикеля и Вагнера, следует отметить, что и на процессе, и в фильме был в какой-то степени упущен один важный аспект. Никто не сомневается в том, что, за ключей проволокой Освенцима-Биркенау нацисты уничтожили огромное количество цыган, советских военнопленных и политзаключенных. Но подавляющее большинство жертв этой фабрики смерти составляли евреи. Отсутствие этого аспекта объясняется отчасти особенностями юридического механизма процесса, отчасти нежеланием в 1960-х годах властей обеих Германий смириться с масштабами уничтожения европейского еврейства.
Станислав Шустерман