Вторая иудейская война

12.04.2001



Вторая иудейская война

Восстание в Иудее, которое возглавлял Шимон Бар-Кохба (132-135 гг. н.э.) и поддержка которого стоила жизни одному из величайших еврейских мудрецов рабби Акиве бен-Иосефу, известно широкой публике гораздо меньше, чем Великое восстание, иначе называемое Иудейской войной (66-73 гг. н. э.). Достаточно сказать, что в фундаментальной энциклопедии "Исто­рия войн", недавно вышедшей в русском переводе, ему уделено ровно дне строчки. В то же время весь ход Иудейской войны рассматривается подробней­шим образом. Такому подходу, разумеется, есть впол­не объективные объяснения. Иудейская война ярко за­печатлелась в памяти современников, во-первых, бла­годаря блестящей книге Иосифа Флавия, современни­ка и участника событий. Во-вторых — именно в резуль­тате Иудейской войны был разрушен Второй Храм и полностью прекратилось храмовое богослужение. Но при этом произошло некоторое искажение историче­ской перспективы. Например, по сей день, существует убеждение в том, что окончательное изгнание евреев из Эрец Исраэль, окончательная утрата Иудеей независимости произошли именно в результате Иудейской войны.

Между тем это не соответствует действительности. Мало того: если говорить о том, какие личности ока­зались вовлеченными в те давние героические и траги­ческие события, то окажется, что история восстания Бар-Кохбы (иногда именуемого Второй Иудейской войной) в каком-то смысле ярче и богаче, нежели со­бытия предыдущей войны. Конечно, в Первой Иудей­ской войне участвовали такие знаменитые полковод­цы, как Веспасиан и Тит Флавий (с одной стороны), с другой — один из великих мудрецов и законоучителей рабби Иоханан бен-Заккай, создатель религиозного центра в Явне.

Но и в восстании Бар-Кохбы мы встречаем имена, во-первых, лучшего римского полководца того време­ни, усмирителя Британии Септимия Севера, одного из самых известных императоров — Адриана. А в еврей­ском лагере мы обнаруживаем величайшего еврейско­го мудреца рабби Акиву бен-Иосефа.

Кроме того, предыдущая война не выявила в еврей­ском руководстве столь яркого и харизматичного вож­дя, каким был Шимон Бар-Кохба. Наконец, первая война (или первое восстание, можно называть и так) не носила мессианского характера. Это была война против иноземных захватчиков. Что же до второй — тут мы имеем ярчайший пример воинственного еврей­ского мессианства.

Думается, что перекос знаний в пользу Первой войны, связан не в последнюю очередь с христианским влиянием. На протяжении многих веков книга Иоси­фа Флавия рассматривалась христианским духовенст­вом как достоверный фон, на котором развивалась первоначальная жизнь раннехристианских общин. Восстание же Бар-Кохбы носило не только антирим­ский, но и антихристианский, и, как уже было сказа­но, еврейский мессианский характер.

***


Еврейское восстание вспыхнуло в 132 году. Причи­ной послужили действия римского императора Адри­ана. Объявив в начале своего царствования евреям о разрешении восстановить Иерусалимский Храм, импе­ратор вскоре отказался от такого намерения. Что по­служило причиной — трудно сказать. Некоторые источ­ники утверждают, что императора отговорили при­ближенные, счи­тавшие, что Храм есть основа еврей­ской непокорно­сти. Другие утвер­ждают, что винов­ными были сами евреи, ожесточен­но спорившие по каждому вопросу, касавшемуся буду­щего Храма. Так или иначе, импе­ратор отменил первое решение, Было решено при­дать Иерусалиму характер обычного римского города, в котором, разумеется, было бы много храмов в честь римских богов. Вслед за тем в Римской империи при­няли закон, запрещающий обрезание (его приравняли к нанесению умышленного увечья, то есть, по сути, объявили уголовным деянием). Совершавшим обреза­ние, в наказание полагалась смертная казнь, Трудно представить себе, чем руководствовался император Адриан (обычно характеризуемый как вполне терпи­мый и либеральный владыка), принимая закон, поста­вивший целый народ в положение уголовных преступ­ников, подлежащих смертной казни. Возможно, у не­го были плохие советчики.

Не исключено также и то, что антиеврейские поста­новления Адриана связаны с еще одним восстанием евреем, происшедшим незадолго до восшествия его на престол — в конце царствования императора Траяна. Это восстание не затронуло собственно Иудею, им бы­ли охвачены провинции, бывшие в те времена центра­ми еврейской диаспоры: Египет, Антиохия, Киренаика и Кипр. Восстание продолжалось три года, а связано было с вторжением на территорию империи парфян. Нужно сказать, что евреи еще в первую Иудейскую войну возлагали надежды на помощь от постоянной соперницы Рима — Парфии. Восстание заставило импе­ратора Траяна прервать поход против парфян и заняться подавлением мятежа в собственном тылу. Адриан, ставший императором менее чем через год по­сле окончания восстания диаспоры, поначалу, возмож­но, пошел на уступки евреям для их умиротворения — отсюда и обещание восстановить Храм. Однако впоследствии, убе­дившись в ка­жущемся спо­койствии быв­ших мятежни­ков и решив, по-видимому, что сил для очередного бунта у них уже нет, не только отменил это решение, но, как уже было сказано, ужесточил антиеврейское законода­тельство.

Среди евреев всей империи началось брожение (ес­ли вы помните, в Иудейской войне принимали уча­стие только евреи Палестины; еврейская диаспора же подчеркивала свою лояльность императорскому Ри­му). Оно перебросилось и на другие народы, практиковавшие обрезание — на самаритян и египтян. Однако до тех пор, пока император оставался на Востоке (он отправился по восточным провинциям империи вско­ре после воцарения и прожил в странствиях несколь­ко лет), это брожение не вылилось в открытую войну. Хотя готовились евреи именно к войне против Рима.

Даниэль Клугер