Из истории древней земли Галилеи. В праздник Лаг Баомер мы отмечаем два очень важных события: в этот день прекратилось бедствие, из-за которого погибло почти 24 000 учеников рабби Акивы, и в этот же день скончался рабби Шимон Бар Йохаи.
Оба эти великих человека жили в Галилее. Ребе Шимон Бар Йохаи был одним из пяти учеников рабби Акивы, выживший после ужасного бедствия. Через некоторое время, он сам стал одним из известнейших авторитетов Торы, в частности он был автором мистической книги Зоhар. Могила рабби Шимон Бар Йохаи находится в Мероне.
В Мишне и Талмуде можно найти множество упоминаний о рабби Акиве и рабби Шимоне бар Иохаи. Мишна была составлена около 2000 лет назад рабби Иhудой hа-Насси, жившем в Бет Шеарим. Последние 17 лет своей жизни он провел в Ципори. Именно там он и закончил труд всей своей жизни — Мишну.
Почему же эти еврейские мудрецы жили в Галилее?
Дело в том, что после разрушения Иерусалимского Храма мудрецы основали несколько иешив в Явне, а затем центр учёности переместился в Галилею. Они полагали, что, несмотря на правление римского императора Адриана, в северной части страны им ничего не угрожает. Тогда как в Иудее же после Второй иудейской войны это было невозможно.
Названные нами великие мудрецы оказались непосредственными свидетелями исторических событий того времени. Например, Рабби Акива, был свидетелем гибели Иерусалимского Храма в конце Первой иудейской войны с римлянами. Он принимал участие и во Второй иудейской войне: сражался бок о бок с предводителем восстания, Бар Кохбой. Оба героя погибли в заключительной битве в 133 г. до н.э.
Рабби Шимон Бар Йохаи несколько раз вступал в конфликт с римлянами, и вынужден был бежать. Говорят, что он скрывался в пещере в течение 13 лет. Пещера эта и по сей день сохранилась в городе Пекиин.
Многие из мудрецов переехали в Ципори — один из главных центров учености. Этот город не подвергался разорению, т.к. поддерживал римлян во время Первой иудейской войны. Поэтому здесь смогла сохраниться достаточно многочисленная и сильная еврейская община, и рабби Иеhуде hа-Насси удалось собрать в Ципори много известных мудрецов и учеников. Во втором веке город значительно вырос, и население его равнялось примерно двенадцати тысячам человек.
Ципори существовал во время Второго Храма. "В этом городе отражается вся суть Галилеи", — писал известный еврейский историк Иосиф Флавий. В настоящее время археологам удалось произвести раскопки почти всего древнего города. Он представляет собой уникальный пример сочетания еврейского и римского быта первых веков нашей эры в Израиле. Если другие города известны в основном могилами и древними синагогами, то в этом городе сохранилось несколько гражданских сооружений.
Название Ципори происходит от еврейского слова "ципор" — "птица". Город располагается на живописном холме. Если взойти на его вершину холма, можно понять, откуда появилось его романтичное название. Ведь глядя сверху, кажется, что город, подобно огромной белой птице, вот-вот взмахнет крыльями и взлетит — такой простор открывается вокруг. Расположение Ципори очень понравилось Царю Ироду, и, став правителем Галилеи, он сделал этот город своей столицей. После смерти Ирода начались междоусобные распри, в результате которых Ципори был сожжен. Вскоре сын Ирода отстроил его заново. С тех пор город, хотя и сохранял лояльность к Риму, приобрел особый еврейский колорит.
В 4 веке нашей эры Ципори входит в состав Византийской империи. В это время сюда переехало немало христиан, которые селились по соседству с евреями. Позже город постоянно переходил из рук в руки от одних иноземных захватчиков к другим. Сначала его завоевали арабы, потом крестоносцы, затем снова арабы и, наконец, пришедшие им на смену турки-османы.
Совсем не удивительно, что здесь повсюду так много свидетельств прошлого. На склоне холма можно увидеть развалины римского театра. Ученым удалось установить, что он мог разместить четыре с половиной тысячи зрителей. До сих пор, при взгляде это здание, кается, что в нем вот-вот начнется представление.
Как и в других городах, где есть римские постройки, в Ципори трудно определить, в каком здании жили римляне, а в каком евреи. Основным архитектурным стилем первых веков нашей эры был римско-греческий, и все здания возводились в этом стиле. Еврейские мотивы можно увидеть только в украшениях зданий. Например, в синагоге есть мозаика с изображением меноры.
На виллах римского и византийского периода встречаются интересные мозаики. Возле форта ученые раскопали большой особняк. Не известно, кто жил в этом роскошном здании, римлянин или еврей, но очевидно, что владелец его был очень высокопоставленным лицом.
Мозаики в основном найдены в трапезной. В отличие от более позднего периода, здесь нет никакого стола посреди залы. По сторонам стояли скамьи, сидя на которых гости могли любоваться мозаикой пола. На ней изображены сцены из жизни Диониса -греческого бога урожая и вина. На удивительно сложном панно из двадцати трех цветов показано, как греки делают вино. Сам Дионис окружен сатирами и нимфами. Здесь же есть изображение прекрасной женщины с золотыми серьгами. Ее называют "галилейской Моной Лизой".
Другие мозаики можно обнаружить на вилле византийского периода, которая находится несколько южнее. Имя хозяина тоже неизвестно; можно, правда, предположить, что он увлекался охотой. Небольшие мозаики изображают амазонок, которые, как известно, считались непревзойденными охотницами. Много сюжетов посвящено Нилу. В верхнем правом углу мы видим рождение реки из пасти чудовища. Затем появляются звери, люди и растения. Чрезвычайно красочно изображены сюжеты древней мифологии.
От более поздних времен в городе сохранились также арабская школа для девочек, а также оставшиеся от эпохи крестоносцев церковь и военная крепость. Она находится на самой вершине холма.
Но самые дорогие еврейскому сердцу памятники располагаются в другом месте.
У дороги, ведущей в город стоит могила. Считается, что в ней покоится внук рабби Иеhуды hа-Насси, Ребе Иеhуда Нессиа.
Археологи все еще продолжают раскопки в "Нижнем городе" — той части Ципори, в которой могли жить еврейские мудрецы.
Здесь, в частности, была раскопана синагога пятого века. Согласно письменным документам, в Ципори насчитывалось 18 синагог, но пока удалось найти лишь эту. На полу прекрасные мозаики с изображением знаков зодиака и меноры. Зал разделен колоннами на две половины. Мозаика в главном зале состоит из семи частей. Первая часть сильно повреждена, но можно разобрать, что на ней Сара и Авраам дают пищу своим гостям-ангелам. Вторая изображает жертвоприношение Авраама. Далее идут знаки зодиака и четыре времени года. Названия знаков написаны по-еврейски, но возле изображения солнца есть греческая надпись. Пятая панель представляет посвящение Аарона. Далее следует изображение жертвоприношения быков и овец (Исход 29:10-15). На шестой панели выложена арка, а на ней — свитки Торы. На последней — два льва, держащих венок с лентой, на которой надпись; ее, к сожалению, нельзя прочесть.
Вся эта композиция объединена одной идеей: судьба Авраама и Сары была определена не звездами, а Всевышним, и зодиак также подчиняется ему. Особенно примечательно то, что большие сюжетные мозаики в синагогах не были характерны для этого периода. Возможно, это уникальное явление, которого нет нигде, кроме Ципори.
На стенах синагоги видны имена евреев, которые внесли свой вклад в ее строительство. Интересно то, что имена наиболее богатых членов общины написаны на греческом, а остальные — на арамейском. В это время еврейский язык уже перестал употребляться для общения, и стал только письменным языком. В повседневной жизни говорили в основном на греческом и арамейском.
За пределами города ученые нашли большие резервуары для хранения воды. Это свидетельствует об определенном уровне развития благоустройства. Жители города научились быть более или менее независимыми от природных условий. Как видно, Ципори — уникальный памятник истории, архитектуры и археологии, по праву считающийся одной из жемчужин древней земли Израиля.
Материал подготовил
Михаил Гененский