Благодаря плодородности и удобному географическому расположению, люди жили в долине Бейт Шаан с древнейших времен. Она несколько раз упоминается в Танахе.
Самые ранние поселения обитали в этой долине в библейские времена. Эта долина является частью Иорданской долины, и простирается до самого Иордана, и восточная часть долины Изреельской также присоединяется к ней. С незапамятных времен через эту долину проходил торговый путь на восток, и живя в этом месте можно было как нельзя лучше его контролировать. В долине также есть постоянный источник влаги — река Харод. По всей долине множество небольших озер, в которых обитает рыба.
В долине большое количество курганов, в которых погребены древние города. Вероятно, это самое важное, что есть в Бейт Шаан. В местности Тель Бейт Шаан,("Тель"- на иврит значит "холм") которая является частью национального парка насчитывается 15 культурных слоев. То есть в этом месте 15 городов, находящихся один поверх другого! Наиболее интересные слои относятся к времени владычества Египта в Ханаане и относятся к Бронзовому веку. Высота холма-теля — 80 метров, но его диаметр — всего лишь несколько акров. Тель тщательно раскапывался начиная с 1980-х гг., и в нем были найдены предметы, относящиеся к древнему Египту, однако исследования других исторических периодов не увенчались успехом.
Несколько лет назад раскопки в Бейт Шаан закончились, археологи направились в долину, где они надеялись найти свидетельства периода Царей в Израиле. Этот холм, получивший название Тель Рехов, находится на 5 километров южнее. Она упоминается в Танахе, но раскопки, проводившееся там менее года, свидетельствуют о том, что это был главный город в ханаанский и более поздние периоды. Эта долина гораздо больше, чем Бейт Шаан, и одна из самых больших в Израиле. Найдено было немало: было обнаружено множество предметов ханаанского, филистимского и израильского происхождения. Имеются обширные руины зданий, относящихся к периоду правления царя Давида и Соломона, а также царей Разделенного Царства, пришедших после них, Омри и Ахава (XI-X века до н. э.).
Культура Тель Рехов была уничтожена ассирийскими завоевателями в 732 до н. э. Следы разрушения видны на снесенной глиняной стене, защищавшей город, а также в домах восьмого века. После этих событий в долине больше не жили.
Теперь Рехов стал основным объектом изучения для археологов, интересующихся Железным Веком (время израильской монархии) в Израиле. Долина Бейт Шан представляет собой потрясающий вид старого нижнего города, однако, находясь сверху, вы ничего не увидите, кроме ям.
Почему же тогда в национальный парк Бет Шаан приходит такое количество посетителей? Они приходят не чтобы посмотреть на долину, а чтобы увидеть уже давно раскопанный древний город, представляющий собой наиболее хорошо сохранившийся город римско-византийского периода. Все не раз видели изображения прекрасных колонн из белого мрамора, которые были на улицах древних городов. Также в городе сохранился театр и мозаики не полу зданий, которые поражают воображение.
Краткая история Как мы уже говорили, Бейт Шаан находилась во владении египтян, и со времени фараона Тутмоса III (XV в. до н. э.) стала египетским административным центром. Этот город упоминается в нескольких египетских текстах, один из которых представляет собой перечень городов, которые египтяне отвоевали у Израиля под предводительством фараона Шишак (он также упоминается в Танах). Египетское владычество продолжалось три века. Во течение этого периода в долине горделиво возвышался храм.
Впоследствии город перешел во владение Ханаана. В Танах он впервые упоминается также как ханаанский город. В книге Судей 1:27 Бейт Шаан описывается как город, принадлежащий территории, завоеванной израильским коленом Менаше, но на самом деле, израильтяне в то время не были еще не так сильны, чтобы взять укрепленный каменный город. Кроме того, они наверняка встретились бы с ханаанской армией, которая имела колесницы, в то время как израильтяне были пешими.
В XI веке ханаанский город завоевали извечные враги Израиля, филистимляне, совершавшие набеги на колесницах. После знаменитой битвы между израильтянами и филистимлянами на горе Гилбоа, трупы царя Саула и его сына Ионатана были повешены на стены Бейт Шаан (1 Самуил 31:10). Царь Давид сложил песнь об этом трагическом событии, это один из самых известных и цитируемых стихов Танах (2 Самуил 1:27-27). В своих стихах царь Давид воспевает доблесть царя Саула, который всю жизнь преследовал Давида (но безуспешно), и храбрость Ионатана, своего лучшего друга, "любовь которого [была] прекраснее любви женщин".
После этого Бейт Шаан упоминается как один из городов царства царя Соломона (1 Царств 4:12). После этого не было никаких событий (возможно население перешло в Тель Рехов (?). До III века до н. э. о Бейт Шаан нет никаких упоминаний, а в III в. н. э. он стал греческим городом под названием Скитополис. Имя Скитий так до сих пор и не было объяснено.
Возможно в этот период город переместился вниз по долине. Когда правил сирийский царь Антиох IV (тот, с кем была связана история о хануке), название города вновь временно изменилось на "Ниса"; таким образом подчеркивалась связь с греческим богом Дионисом, которого, согласно мифу, здесь вырастили нимфы..
Иосиф пишет в своих хрониках, что османские цари также правили этим городом, и что во время междоусобных распрей он однажды был уничтожен, а затем отстроен заново. В 63 г. до н. э. римский военачальник Помпей захватил город во время своего похода на Израиль и включил его в состав Декаполиса, объединения, состоявшего из десяти городов, которые поддерживали греко-римское влияние в этом регионе. Когда еврейское население города вступило в противостояние с греками во время первой Еврейской Войны, оно было жестоко уничтожено.
Во втором веке н. э. город необычайно разросся; в это время шестой римский легион стоял в Скитополисе. В то же время город стал одним из центров ткацкого производства Римской Империи. Лен из Скитополиса был широко известен. Это производство также привлекало еврейских крестьян, но еврейские вожди предупреждали их о разлагающем влиянии римского города. Тем не менее, евреи продолжали иммигрировать в этот город. Позже, после того как Римская Империя приняла христианство, туда же двинулись христиане.
Во время правления Византии рабочие, занятые на льняном производстве, превратились в рабов, поскольку государство полностью подчинило себе льняное производство, и могло делать все, что заблагорассудится. В результате квалифицированные рабочие ушли, так как они требовались в других областях. После арабского завоевания город снова стал называться "Бейсан". Арабы, без сомнения, привели бы город в упадок, но в VIII веке город был уничтожен землетрясением. Однако, по всей вероятности, небольшая еврейская община выжила, так как в 1322 г. они выпустили первую еврейскую книгу по географии Израиля.
Парк Парк Бейт Шанна первый взгляд несколько подавляет, и летом там может быть довольно жарко, так как город находится в низине, точно дно раскаленной сковородки.
С дороги сразу бросается в глаза театр, построенный около 200 г. н. э. Несмотря на то, что средний ряд его был растаскан, а верхний — снесен, то, что осталось от этого строения производит сильное впечатление. Театр позволял разместиться 7000 зрителей. С восточной стороны была лестница для особо важных персон, а рядом с ней — 8 других входов, — для простых граждан. Театр функционировал вплоть до византийского периода. У подножия лестницы для важных персон построили римский храм и дворец с фонтанами.
Позади театра, через улицу располагаются руины самых больших византийских бань в Израиле. Глядя на них понимаешь, что человечество всегда испытывало страсть к огромным проектам: там располагалось огромное здание с колоннами, напоминавшее храм, в нем были бассейны и нагревающиеся залы, чтобы париться. С северной стороны помещения не нагревались, и их использовали для светского общения. Через величественный вход видна улица.
В северо-восточной части бани располагался небольшой римский театр для музыкальных представлений. Впоследствии прямо на нем было построено византийское здание, и, таким образом, театр был уничтожен. Это здание представляет собой полукруглый рынок; в нем есть несколько углублений (вероятно, для лавок), и в каждой своя мозаика. В одной из ниш находится удивительная мозаика, изображающая Тихию, римскую богиню удачи. На голове ее корона в виде города, обнесенного стенами — это Скитополис, а в руке она держит рог изобилия, доверху наполненный драгоценностями. Когда мы пришли в это здание, мы увидели археологов, работавших над чем-то в одной из ниш. Они не раскапывали более глубокие культурные слои, они восстанавливали мозаику. Скоро здесь будет, чем полюбоваться.
Мы выходим и оказываемся на главной улице города. Посередине она вымощена базальтовыми плитами, водосток также покрыт плитняком. По обеим сторонам улицы — пешеходные дорожки. Вдоль западной стороны улицы находились магазины. Эта улица шла через всю долину (сегодня этого нельзя увидеть).
У начала долины были ступени, ведущие в храм Зевса, который стоял на возвышенности. На углу улицы мы видим руины храма Диониса, верховного бога этого города. В храме было четыре колонны по десять метров каждая, которые держали треугольный камень. Внутри — еще одни ступени, ведущие непосредственно к храму, расположенному выше.
Рядом с храмом Диониса был нимфеум, декоративный фонтан. Он сделан частично из базальта, частично из известняка.
За ним, вдоль улицы, ведущей на восток, располагается большое общественное здание, которое во времена римского владычества использовалось как крытое здание собраний для решения городских вопросов. Во времена Византии здание перестроили и использовали как большой рынок, или по-гречески "агора". По сторонам были крытые лавки. С одной стороны мы видим прекрасную мозаику с изображением льва.
За рынком — ее одна улица, а с другой стороны — опять (!) византийские бани. К северу от этих бань — беспорядочные обломки здания, построенного в период господства римлян, а затем перестроенного, когда городом владела Византия. Римляне построили это здание как большой, украшенный орнаментом каскадный бассейн, с высокими колоннами. Позже там расположились торговые ряды.
Здесь существует также римский амфитеатр, построенный примерно во втором веке н. э., он находится за пределами национального парка, к северу от улицы Шауль Хамелех. Его использовали для развлечения солдат шестого римского легиона, там выступали гладиаторы. На севере долины располагается монастырь с хорошо сохранившейся мозаикой на полу; монастырь этот относится к византийскому городу.
Материал подготовил
Алексей Волков