Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
13.04.2001
Эпоха Возрождения XVI-XVII веков принесла в Европу новые идеи, и многие ученые стали интересоваться еврейским наследием, в том числе и монетами, так как именно монеты удивительно полно могут выразить историю еврейского народа. Конечно, сами по себе, для человека несведущего они ничего не представляют, но опытный профессионал-нумизмат, а значит и историк, ибо, если человек интересуется монетами, он не может не знать историю, — сразу поймет, какова их ценность. Ученым этого времени были чужды националистические предрассудки, и они хотели узнать о наследии того народа, от которого к ним пришла Библия. Еврейская культура вообще в то время была практически не известна. Как таковой нумизматики еще не существовало, и никому не приходило в голову изучать историю народа через монеты. Была также еще одна трудность: еврейские монеты не так уж часто встречались в Европе. Но на рынках часто можно было встретить фальшивые еврейские монеты. Поскольку сравнивать было не с чем (оригиналов не видел почти никто), то многие ученые поспешили причислить эти поддельные монеты к настоящим.
Одним из первых ученых, всерьез начавших изучение еврейских монет, был Каспари Вазери, живший в начале XVII века. Он создал уникальный сборник описаний подлинных еврейских монет, в том числе изображение шекеля (Рис. 1), который был отчеканен в первый год иудейской войны против Рима. На этой монете изображена буква алеф, что значит "один" или "первый", в данном случае — первый год войны (66 г. н. э.). Впрочем, Везери истолковал эту букву неправильно: он решил, что "один" означает достоинство монеты — один шекель. Видимо, будучи человеком образованным, он читал еврейские источники, в которых говорилось о существовании монеты в пол-шекеля, однако сам никогда ее не видел. Возможно, он также слышал о существовании или видел монеты с буквой бет (два), гиммель (три) и далет (четыре), но эти буквы также относятся не к достоинству монеты, а к соответствующим годам иудейской войны. Начиная с XVII века, изображения еврейских монет часто встречались в текстах книг на соответствующую тематику, они использовались в качестве орнаментов для карт Святой Земли.
1. Шекель времен Иудейской войны против Рима, серебро, 66 г. н. э. Аверс: чаша и надпись "Израильский шекель. Первый" Реверс: Гранатовая ветвь и надпись "Святой Иерусалим" | ||
2. Поддельная монета с изображением Иисуса, бронза, прибл. XVI-IXX вв. Аверс: Профиль Иисуса и надпись "Иисус, Б-г наш" по горизонтали Реверс: "Пришел мессия, царь человеческий, не умер, но жив вечно" | ||
3. Монеты с изображением Родиана, 4 и 1 вв. од н. э. Аверс: Роза и бутон Реверс: Роза, бутон и надпись "Рождение" В течение нескольких веков считалось, что "тридцать серебряников", за которые Иуда предал Христа были именно этими монетами | ||
4. Монета Иудея Капта и изображением Тита, бронза, 80-81 гг. н. э. Аверс: Изображение императора Тита Реверс: Пальмовая ветвь, которую держит пленный еврей и плачущая еврейка, вокруг надписи: "Иудея захвачена" и "По указу Сената" | ||
5. Сестерций Нерва, бронза, 96 г. н. э. Аверс: Изображение императора Нерва Реверс: Пальмовая ветвь (символ Иудеи) и надпись "бремя fiscus Iudaicus (подушный налог) окончилось". | ||
6. Фальшивая монета Царя Давида, белый металл, сплав, XVI-XVII вв. Аверс: Врата Иерусалима и надпись: "Иерусалим, священный город" Реверс: Надпись: "Царь Давид и сын его Соломон" | ||
7. Половина шекеля времени Иудейской войны против Рима, серебро, 67 г. н. э. Аверс: Чаша Омери надписи по кругу: "Половина Шекеля", "Год второй" Реверс: гранатовая ветвь и надпись по кругу: "Святой Иерусалим" Вазери изобразил половину шекеля, очевидно, по описанию, не видя монету лично. Однако, благодаря своей эрудиции, его изображение весьма близко к оригиналу. В отличие от настоящей монеты, на монете, изображенной Вазери написано "Половина израильского шекеля" и "Второй". | ||
8. Шекель времен Иудейской войны против Рима, серебро, 68 г. н. э. Аверс: чаша Омер и надписи: "Израильский шекель", "Год третий" Реверс: гранатовая ветвь и надпись по кругу: "Святой Иерусалим" Здесь научная интуиция подвела Вазери, так как он неправильно истолковал надпись на монете и предположил, что она должна означать "треть шекеля"; еврейской монеты такого достоинства никогда не выпускалось. | ||
9. Четверть шекеля Иудейской войны против Рима, серебро, 66 г. н. э. Аверс: чаша Омер и надпись "Четверть шекеля", "(Год) первый" Реверс: гранатовая ветвь и надпись по кругу: "Святой Иерусалим" В данном случае интуиция Вазери помогла ему. Монеты достоинством в четверть шекеля действительно чеканились в первый и четвертый год Иудейкой войны. Он ошибся только насчет дизайна монеты: на аверсе изображались три пальмовые ветви. | ||
10. Монета Сулеймана Великолепного (Законодателя), золото, 1520 г. н. э. (слева) Монета Мурада III, золото, 1574 г. н. э. (справа) Это две оттоманские монеты. Монета Сулеймана — подделка. Второй монеты также не существовало. | ||
11. "Эфес цистофори", чеканилась во время правления Клавдия, 42-54 гг. н. э. На монете изображается храм Артемиды в Эфесе, одно из семи чудес света. | ||
12. Денарий Тиерия, серебро, 26-37 гг. н. э. Аверс: Изображения императора Тиберия Реверс: сидящая женская фигура с ветвью |