Top.Mail.Ru

Любить по-курдски

19.07.2007

film-1.jpgИ что только ни вытворяет с людьми страсть! Влюбившись в симпатичную курдскую мусульманку, милый еврейский мальчик из Бруклина бросает невесту еврейку. Родственники и друзья обеих сторон в ужасе, однако упорство молодых людей в конце концов заставляет ближних примириться с неминуемым мезальянсом.

Примерно так в общих чертах можно обрисовать сюжет фильма «Давид и Лейла» — очередной осовремененной версии «Ромео и Джульетты». Единственное, что несколько разбавляет тривиальность картины, — это возможность заглянуть в жизнь курдского населения со всеми ее печалями и радостями. Кстати, именно курдов сценаристы выбрали за их прекрасное чувство юмора и неиссякаемую жизнерадостность.

Такую жизнерадостность придает всему фильму образ Лейлы — довольно экзотической, на первый взгляд, но, вместе с тем, целомудренной танцовщицы, ожидающей депортации из страны и увлекшейся, в общем-то, довольно бесцветным юношей Давидом (Давид Москоу). Роль Лейлы исполняет сногсшибательная Шива Роуз, в жилах которой течет кровь ирландских и иранских предков.

Родители Давида, в общем-то, далеки от идеала еврейской семьи. Мэл, глава семейства, несмотря на свою болезненность впутывается в довольно странные сексуальные приключения — как дома, так и вне его. С другой стороны, его супруга Джудит — настоящая еврейская мамаша. Узнав, что у сына ее подруги эдипов комплекс, она немедленно выдает убийственный комментарий: «Эдип-шмодип, какая разница, если он любит свою мать?»

Розами путь влюбленных, естественно, не усыпан. Все больше проблемы. Не будем упоминать вазэктомию (мужская стерилизация), через которую Давид прошел ранее по настоянию своей бывшей невесты. Куда более щекотливая проблема: кому из парочки нужно сменить веру? Лейла намекает любимому, что в случае перехода в иудаизм ей придется «прыгнуть в микву и следовать 613-ти заповедям», в то время как Давиду, если он решится принять ислам, нужно будет всего лишь произнести традиционную формулу: «Аллах велик, и Мухаммед — пророк его» (да и обрезание делать не надо — проблемой меньше).

Если предположить, что главной целью сценариста, режиссера и продюсера фильма Джея Джонроя было в общих чертах (а главное, не задевая ничьих болевых точек) показать американцам, как живут его друзья курды, то следует признать, что со своей работой он справился. Джонрой — курдский беженец из северных провинций Ирака, он эмигрировал из страны еще при Саддаме, ужасы правления которого, хоть и фрагментарно, в фильме присутствуют.

Курды исповедуют «облегченную» форму ислама, которую сам режиссер сравнивает с реформистским иудаизмом в контексте ортодоксального. Судя по фильму, курды не менее гостеприимны, чем евреи, так же любят покушать и так же лихо отплясывают на свадьбах. Да и чудаков у них тоже хватает. Этот 35-миллионный народ, разбросанный по странам Ближнего Востока и подозреваемый местным населением во всех смертных грехах, вот уже много веков тщетно мечтает создать собственное государство.

На экраны США фильм "Давид и Лейла" выходит 20 июля.

Ольга Лешукова

{* *}