Изучение еврейской истории в последние годы претерпело множество изменений. Сменившийся политический строй позволил взглянуть на некоторые аспекты еврейской жизни с различных позиций. Отдел еврейской истории и культуры АН Украины имеет собственное мнение о значении евреев в современном обществе.
Заремба Александр Вирленович — канд. ист. наук,
заведующий отделом еврейской истории и культуры АН Украины, специалист по истории евреев Украины, истории литературы на идиш. Коллектив отдела является ведущим научным учреждением
Украины в области иудаики.
Корр.: Расскажите о Вашем коллективе, чем он занимается? А.З.: Наш отдел еврейской истории и культуры Института политических и этнонациональных исследований Академии Наук Украины является уникальной академической структурой. Задача нашего коллектива — координация исследований по иудаике, изучение различных аспектов еврейской истории и культуры. Сегодня далеко не во всех постсоветских государствах есть такие коллективы, и мы стараемся оправдать доверие и трудиться в полную силу.
Конечно, мы также много делаем для того, чтобы исследования по иудаике развивались в регионах Украины. В этом плане роль деятельности нашего отдела, который занимается координацией усилий многих региональных исследователей, трудно переоценить. Однако сегодня для нас важно расширить кадровую базу иудаики, ведь только мы готовим научные кадры. У нас люди защищают диссертации, обучаются аспиранты, докторанты, которые изучают различные проблемы, проходят все необходимые квалификационные исследовательские этапы.
К сожалению, сегодня ни в одном университете Украины нет кафедры иудаики, и это говорит само за себя. Очень часто еврейские ученые, которые хотят защитить диссертации и профессионально заниматься иудаикой, пытаются сформировать такие кафедры, отделы в своих вузах. Но им говорят: «Вы ведь уедете в Израиль, зачем нам терять кадры», и действительно такова реальность — многие еврейские ученые эмигрируют. В этом смысле наш отдел находится в роли того голландского мальчика, который затыкает пальцем прорыв в дамбе. Реальность любого свободного общества — это отток кадров, а поскольку Украина становится свободным государством, то это должно быть нормальным.
Корр.: В чем состоит специфика работы Вашего отдела? А.З.: Вообще наша деятельность отличается от деятельности других общинных структур. Мы должны учитывать мнение сегодняшнего истеблишмента, сделать прозрачным развитие иудаики для сегодняшнего нееврейского общества, доступными ее научные проблемы для всеобщего понимания. Основными темами наших исследований сегодня являются: проблемы межэтнических отношений, истории Холокоста, проблемы, связанные с религией, иудаизмом, с языками идиш и иврит. Это все наши насущные задачи, и каждый день мы работаем в этом направлении. Так что мы не являемся каким-то салоном или клубом, в котором участвует только интеллектуальная элита, мы открыты для всех граждан и организаций. В этом году наши сотрудники приняли участие в конференциях «Сэфэр», конференции Института иудаики. Во всех проектах, которые проводит Еврейская конфедерация, принимают участие члены нашего коллектива.
Хочу сказать, что в целом мы все принадлежим к одной научной школе и занимаемся комплексом проблем, связанных с украино-еврейскими отношениями, тем, что актуально и сейчас. Анатолий Подольский занимается проблемами Холокоста, Владислав Гриневич работает над проблемами украино-еврейских отношений в процессе военного строительства, Олег Беренштейн исследует историю 1920-1930 годов, Игорь Туров занимается украино-еврейскими отношениями в плане отношений религиозных общин. Он, кстати, выступал на Всемирном конгрессе иудаики в этом году, сделав один из наиболее интересных докладов, причем на иврите. То есть мы занимаемся различными важными проблемами украино-еврейских отношений.
Корр.: Как Вы решаете наиболее острые проблемы в истории украино-еврейских отношений, в частности проблемы погромов? А.З.: В связи с проблемами поликультурного образования в Украине важны исследования не только истории украинского народа, но и других национальных групп. Сегодня это очень актуально для любой цивилизованной страны, а Украина стремится ею стать. Проблема поликультурного дискурса — это проблема коллективной памяти и погромов в Украине, начиная с XVII века и кончая эпохой национально-освободительного движения и гражданской войны 1918-1920 годов. Можно услышать такую точку зрения, что нужно осудить не только Холокост, но и сталинские репрессии, и голодомор, что все это события одного плана. Говорить о проблемах евреев Украины в 1920-1930 годах можно было только в странах восточной Европы. Исследователи, которые покинули Советскую Россию и работали в рамках Института ИВО, в Польше, Латвии, Литве, Берлине, очень много думали об осмыслении этой темы в еврейском сознании. Конечно, Дубнов говорил о том, что в Советском Союзе были репресии, но он как-то не проводил аналогии между репрессиями при Хмельницком и репрессиями большевиков.
Историк С. Дубнов назвал «третьей гайдамаччиной» украинскую национально-освободительную революцию. Собственно говоря, его парадигма может вызывать различные мнения, вызывать критику, но мы должны изучать это. Другие деятели еврейской культуры тоже исследовали историю погромов.
Фактически история погромов — это не только отношение между евреями и украинцами. Более того, само отношение евреев к этим событиям менялось, там была своя динамика. Думаю, следует показать все эти вещи в рамках отдельного курса или программы, которая бы предусматривала издание текстов хроник, отрывков из произведений художественной, публицистики и, безусловно, с каким-то вступительным научным комментарием.
Я считаю, такой курс должен быть как в школе, так и в высших учебных заведениях, и не как курс украино-еврейских отношений, но как курс межэтнических отношений в Украине. Именно эта проблема виктимизации чужого, именно как проблема толерантности отношения к чужой культуре должна быть поднята в нашем обществе. Кстати и потому, что в украино-еврейских отношениях накоплен огромный положительный опыт. В целом точка зрения о том, что в Украине антисемитизм процветал всегда, начиная с времен В.Мономаха и до сегодняшних дней, не верна. Посмотрите, сколько евреев живет в Украине и сколько в таких странах, как Литва и Латвия, в которых не было «гайдамаччины» и которые до Холокоста считались чуть ли не филосемитскими.