Все мы знаем об израильском первоклассном разведывательном агентстве Моссад. Но вряд ли кто слышал о НИЛИ (Netzach Yisrael Lo Yishaker), небольшой группе сионистов, работавшей в Палестине во время первой мировой войны.
За тридцать лет до образования Государства Израиль, в дни правления османов (турок) и появления первых еврейских поселений, возникла группировка еврейских шпионов, известная под названием НИЛИ. Она преследовала строго сионистские цели и идеи, но в силу различных причин действовала независимо от сионистского движения, в основном провозглашая главенство сионизма, но иногда полностью уклоняясь от его истинной цели и политики.
Организацию создал Аарон Ааронсон (1876-1919), уроженец Румынии, приехавший в Палестину в возрасте шести лет. Он вырос в Зихрон-Иакове (Zichron Yakov) и закончил сельскохозяйственный колледж барона Ротшильда в Григтоне, Франция. Его хорошо знали в Палестине, да и во всем мире, как агронома, открывшего особый сорт пшеницы в 1906 году.
При поддержке Америки в 1910 году он организовал экспериментальный сельскохозяйственный центр в Атлите, близ Каифы.
По словам Аниты Энгл, специалиста по НИЛИ, “Аарон был первым и единственным в то время компетентным человеком в Палестине, способным сделать возможным союз английских и еврейских интересов на Ближнем Востоке”. В то время Давид Бен Гурион, лидер сионистов и легендарный израильский политик, посетил Константинополь в 1912 году для того, чтобы изучить законодательство Турции и систему османского правительства в местном университете и в дальнейшем применить свои знания при создании еврейского государства на территории Палестины.
Сестра Аарона Сара (1890 — 1917) тоже была активным участником НИЛИ. Она родилась в Зихроне, но некоторое время жила в Истамбуле со своим мужем. Ее брак оказался неудачным, и она снова вернулась домой. Когда она проезжала через территорию Сирии в 1915 году, то стала свидетельницей геноцида армян. Эти новости, полученные от Сары, способствовали преобразованию организации в шпионскую группировку. С этого времени НИЛИ изменила характер своей деятельности, так как считала, что, если Турции удастся избавиться от армянского населения на ее территории, она с легкостью сможет сделать то же самое с малочисленным представительством евреев в Палестине. Целью НИЛИ стала передача Англии секретной информации о турецкой армии, для ослабления мощи Турции. Члены НИЛИ хотели, чтобы Великобритания оккупировала Палестину.
Одним из первых к НИЛИ присоединился поэт Авшалом Фейнберг (1889 -1917). Его баллада “Тысяча поцелуев” является классическим произведением на иврите. Фейнберг родился в Гедере, учился сельскому хозяйству во Франции и работал с Аароном Ааронсоном в экспериментальном центре в Атлите, где они стали близкими друзьями.
Арест Фейнберга турками в Хадере в 1914 году был неслучайным. Поэт в сопровождении своих друзей прогуливался по берегу недалеко от Хадеры. Арабы из близлежащего поселения сообщили турецким властям, что они являются агентами из еврейского сельскохозяйственного центра и ходят вдоль берега в ожидании сигнала с корабля, чтобы передать секретную информацию.
После освобождения Фейнберг имел серьезную беседу с Аароном, и было решено начать шпионаж в пользу Англии. 6 сентября 1915 года он по поддельному паспорту прибыл в Александрию на американском военном корабле “De Mones”, перевозившем беженцев. Он предоставил английским властям информацию о Турции, собранную совместно с Ааронсоном.
Фейнберг не знал о том, что буквально тремя днями раньше родной брат Ааронсона Александр, тоже член НИЛИ, признанный персоной non grata, покинул Египет и с сестрой Ривкой отправился в Америку.
В Каире Александр встречался с высокопоставленным лицом Англии, поэтому был заподозрен в шпионаже. Фейнберг же не имел представления о действиях Александра. Ему повезло больше, и он встретился с молодым чиновником по имени Леонард Вули. Британец согласился сотрудничать с ним. В течение года группа собирала военную, экономическую и политическую информацию, которую хранила в экспериментальном центре в Атлите, но не имела возможности передать сведения британцу.
Наконец в январе 1917 года Ааронсону удалось пробраться в Германию и связаться с английскими агентами. Затем он поехал в Лондон, где встретился с государственными чиновниками и военными, которые ему доверяли. Англичане переправили его в Каир, где он был интеллектуальным советником и помогал им в разработке плана по изгнанию турок с территории Палестины.
В январе 1917 года Фейнберг и Иосиф Лишанский, также член НИЛИ, предприняли попытку добраться до Египта на верблюдах переодевшись бедуинами, для того чтобы встретиться с Ааронсоном в Каире, но их попытка провалилась. Ааронсон узнал детали от Лишанского в Каире. Шпионы начали свой путь с Беертувии, севернее от Беэр-Шевы с гидом-бедуином и успешно прошли через военные позиции турков. Около Аль-Ариша они заблудились и решили отложить до утра поиск лагеря англичан.
Но затем они были атакованы группой бедуинов. Оказывается, между ними и кланом гида существовала кровавая вражда, и они потребовали, чтобы последний присоединился к ним. Началась перестрелка, в ходе которой Фейнберг был убит, а Лишанский ранен.
Пока бедуин прятал тело Фейнберга, Лишанский отправился по направлению к лагерю англичан, был спасен отрядом австралийских солдат и затем прибыл в Каир. Получив разрешение от английских чиновников, Ааронсон отправился на поиски захоронения Фейнберга, чтобы отправить его тело в Палестину. Но поиски не увенчались успехом.
В феврале 1917 года в Египте были установлены контакты между англичанами и НИЛИ.
Турки уже пытались изгнать евреев с территории Палестины, они депортировали еврейских жителей из Тель-Авива и Яффы в 1917 году. Ааронсон открыл фонд помощи евреям и вместе со своим братом Александром сумел повлиять на общественное мнение Америки, чтобы заставить турок разрешить вернуться евреям в свои дома в Тель-Авиве и Яффе.
В сентябре 1917 года движение постигло новое бедствие. Турки поймали почтового голубя, посланного из Атлита в Египет, и тем самым раскрыли шпионаж. Во время допроса лидер местных сионистов отказался от своей причастности к НИЛИ.
Один из членов НИЛИ, Нааман Белкинд, был задержан турками в порту. После пыток он рассказал, какие сведения находились в руках НИЛИ, и раскрыл имена членов группировки. Вскоре турецкие солдаты окружили Зихрон Иаков и арестовали много людей, в том числе и Сару Ааронсон, которая впоследствии застрелилась.
Арестованных поместили в тюрьму Хан аль Паша в Дамаске. Когда турки выяснили, что Лишанский отсутствует, они предъявили ультиматум: если поселение не выдаст Лишанского, оно будет полностью уничтожено. Но еврейские лидеры Зихрон Иакова заявили, что не знают его местонахождение и тем самым избавились от ответственности.
В это время Лишанский находился в бегах. Его поймали во время попытки перебраться в Египет.
Благодаря вмешательству еврейских лидеров многие заключенные были освобождены, некоторые получили сроки от одного года до трех лет, 30 из них принудили присоединиться к турецкой армии. Лишанский и Белкинд были приговорены к смертной казни и повешены 16 декабря 1917 года.
Ааронсон возвратился в Палестину весной 1918 года. Затем при поддержке англичан он вылетел во Францию. Несмотря на ужасную погоду пилот сел за штурвал. Но они не достигли места назначения, самолет разбился. Так преждевременно прервалась жизнь замечательного человека, которого смело можно назвать пионером сионизма.
После его смерти турки арестовали остальных членов НИЛИ. Их подвергли жестоким пыткам, но никто не выдал секретной информации, которой располагал. Когда Англия захватила Дамаск, они были освобождены капитаном МакРари.
Через 14 лет Шломо Бен Алькана и сестра Фейнберга Зила занялись поисками могилы Авшалома Фейнберга. Место захоронения было найдено после того, как бедуин Абу Зафра сообщил, что видел холмик с надписью “еврейская могила”.
В ноябре 1967 года во время официальной военной церемонии Авшалом Фейнберг был перезахоронен на кладбище Херцль в Иерусалиме.