Top.Mail.Ru

Еврейское кино в годы нэпа

17.09.2002

Начало ему было положено в 1919 году, когда на экранах появился первый фильм, который назывался "Товарищ Абрам". Известный искусствовед Рашид Янгиров писал об этом событии: "Это был достаточно банальный рассказ о парне из местечка, который случайно попал в революционное окружение, но осознал величие будущих изменений, стал большевиком". Но процесс создания еврейского кино продолжается и получает свое дальнейшее развитие в фильмах середины 1920-х гг., таких, например, как известная экранизация произведения Шолом-Алейхема "Менахем Мендл" под названием "Еврейское счастье". "В работе над картиной, – отмечал искусствовед В. Шиловский, – были объединены лучшие силы национального искусства того времени. Автором сценария выступил Г. Гричер-Чериковер, режиссер-постановщик — А. Грановский, автор подписей в кадрах — И. Бабель, а главную роль сыграл Соломон Михоэлс". Следует отметить талант таких известных актёров, которые принимали участие в картине, как М. Гольдблат (Залман), И. Шилдо (Клячкин), Т. Адельгейм (Бейле) и И. Рогаллер (роль еврея, производящего спички). В своей режиссёрской работе А. Грановский стремился к изображению исчезающего мира штетла, и именно это и составляло достоинство его творческой работы. «Еврейское счастье» в целом имело огромный успех в Советском Союзе. После такого успешного начала Г. Гричер-Чериковер принялся за экранизацию следующего произведения Шолом-Алейхема. Этим произведением стала повесть «Блуждающие звёзды», которую он экранизировал на Одесской киностудии в 1926 году. Сценарий был написан Исааком Бабелем. Но кинофильм «Блуждающие звёзды» стал не более, чем обычной мелодрамой, с элементами коммунистической пропаганды, которой были насыщены многие фильмы 1920-х гг. На Одесской киностудии впоследствии были сняты ещё два фильма с изображением картин еврейской жизни: первый В.Вильнера «Беня Крик», на основе «Одесских рассказов» И. Бабеля (1926), и «Глаза, которые не видели» (1928). В основу киноленты «Глаза, которые не видели», были положены три истории о еврейских героях – Мотеле Шпиндлере, по прозвищу «Мотеле-идеалист», и «Наивном портном» — еврее, страдающем во время первой мировой войны. В то время как его семейство голодает в штетле, богатые евреи делают капитал на войне. Его мать и жена убиты погромщиками, которые не трогают семью фабричного владельца.

Два фильма на еврейскую тему ещё были сделаны Г. Гричер-Чериковером в Одессе в 1920-е годы: «Сквозь слёзы (страницы прошлого)» в 1928-м, основанный на историях Шолом-Алейхема «Мотеле – сын кантора Пейси», «Ножик» и «Накануне» (1929), по мотивам повести А. Куприна «Гамбринус», повествующем о еврейском музыканте в таверне. Роль музыканта была сыграна выдающимся украинским актером Амвросием Бучмой. «Много хороших фильмов на еврейские темы появилось в 1920-е годы, – отмечал историк Шимон Черток. – Все из них, экранизации ли классиков или современные фильмы, несли след идеологии: они осуждали притеснение евреев при царизме, описывали их освобождение революцией Октября и разделяли дореволюционных евреев на «угнетателей» и «угнетаемых», «эксплуататоров» и «эксплуатируемых». Несмотря на эту структуру, некоторые из этих фильмов были успешны как в изображении картин еврейского жизни, так и в описании подлинных еврейских характеров» (Shimon Chertok Jewish Themes in the Soviet Cinema // Soviet Jewish Affairs, 1986, № 3, pp.29.)

Еврейской темой также занимался выдающийся режиссер Григорий Рошаль (1899 – 1982), который снял в 1927 году фильм «Его превосходительство». Это было драма, основанная на двух коротких историях: «Губернатор и сапожник» и «Гирш Леккерт». Гирш Леккерт был довольно известным реально действующим героем. В мае 1902 г. он, простой еврейский сапожник, предпринял попытку покушения на губернатора г. Вильно фон Валя, но только ранил его. В картинах ярко изображалась жизнь евреев Вильны. Главные роли играл выдающийся московский актёр Леонид Леонидов (Вольфензон), который предстал в роли сапожника и губернатора. Оператором был один из лучших в Советском Союзе – Н. Козловский, снявший фильм в виде кинохроники, придав ему документальный характер.

Вторым фильмом Григория Рошаля на еврейскую тему был «Человек из местечка», снятый в Одессе в 1930 г. Это был революционно-сентиментально рассказ о неграмотном ученике, который становится фабричным директором после революции. Своим успехом на экранах этот фильм был обязан его сценаристу Иосифу Шпинелю и великому еврейскому актёру Вениамину Зускину (1899 – 1952), несмотря на примитивный сюжет и необходимость «классового подхода».

Последним фильмом на еврейскую тему в СССР стал фильм «Возвращение Натана Беккера», снятый Б. Шписом и Р. Мильман на студии «Белгоскино» в 1932-м. Главный герой Цале Беккер, сыгранный Михоэлсом, эмигрировал в Америку на рубеже столетий, но потом возвратился в Россию, чтобы работать в качестве каменщика на строительстве дома в первую пятилетку. Кроме этого был ещё один фильм, в котором еврейская тема присутствовала, но имела второстепенный характер. Это была экранизация одной из ранних повестей М. Горького «Каин и Артём», предпринятая российским кинематографистом П. Петровым-Бутовым в 1929 г. Артём, докер, находящийся в плохих отношениях со своим соседом сапожником Хаимом, по прозвищу «Каин», мирится с ним, и они становятся лучшими друзьями.


Олег Козерод

{* *}