Город Давида

25.10.2002

Узкая гряда гор на юго-востоке Старого Города и долина Кидрон – тоже старейшая часть Иерусалима. По западному направлению Город стал разрастаться только после смерти царя Соломона.

Первое упоминание об Иерусалиме можно найти в египетских текстах. В то время Иерусалим был населен ханаанеями и евусеями (два из семи народов, населявших Землю Израиля до возвращения туда евреев, вышедших из Египта). На территории Города Давида археологи нашли фрагменты жилищ ханаанеев 5000-летней давности.

Согласно книге Иеhошуа (одной из книг Танаха), Адоницедек, евусейский царь, живший в Иерусалиме, был свергнут с престола израильскими воинами. Но израильтяне не аннексировали город, и он оставался евусейским. Некоторые историки полагают, что Иерусалим был таким маленьким городом, что не стоило из-за него мелочиться.

Но, тем не менее, когда король Давид искал достойное место для строительства Храма и столицы страны, он выбрал Иерусалим. В горной цепи есть собственный водный источник, родник Гихон в долине Кидрон, а крутые обрывы с трех сторон создают естественную защиту. Это место находилось между Иудеей и Северным Израилем – в сердце Эрец-Исраель. Тот факт, что город уже был заселен, не беспокоил Давида. Более того, город не был востребован ни одним евусейским кланом, поэтому угроза гражданского раздора отсутствовала.

В летописях не упоминается, каким образом Давид завладел городом: организованной осадой или мирной договоренностью. Не говорится в них и о том, что случилось с коренными жителями города. Могло быть так, что евусеи продолжали жить в городе, когда их первоначальная враждебность по отношению к незваным гостям стихла. Во второй книге пророка Шмуэля (24:18) также упоминается, что уже на исходе своей жизни Давид купил участок земли у евусея по имени Аравна за 50 шекелей, где он мог воздвигнуть Храм. Это место называется Гора Мория (Храмовая гора), вершина той самой горы, куда Авраhам привел своего сына Ицхака в качестве жертвы. Устная традиция еврейского народа говорит, что Давид не хотел овладеть местом будущего Храма захватом. Он хотел купить его, чтобы еврейская власть над этим местом была неоспорима. Храмовая гора была куплена с согласия евусеев 12-ю коленами в складчину.

Во второй книге пророка Шмуэля (5:6-16) и Книге Хроник (11:1-9) говорится, что люди Давида основали вокруг города водную преграду. Это может быть Тоннель Уоррена, названный так в XIX веке по имени нашедшего его английского исследователя Чарльза Уоррена. Тоннель на самом деле уникален, потому что по результатам современных исследований выяснилось, что он мог быть создан только при помощи альпинистского снаряжения!

Вскоре после того, как Давид обосновался в Иерусалиме, был воздвигнут дворец из знаменитого ливанского кедра и камня (вторая книга пророка Шмуэля 5:11), спроектированный архитекторами короля Цора. Дворец построили на вершине холма, а дома жителей рядами разбегались по склону (Вторая книга Шмуэля 11:2). Количество жителей города все увеличивалось, и город стал расширяться к западу. Позднее царь Соломон построил Храм на Храмовой горе по соседству с дворцом Давида.

Город Давида оставался частью Иерусалима, и в железном веке вокруг него была сооружена стена. Археологические раскопки показали, что во время захвата Иерусалима вавилонянами Город Давида был безжалостно разгромлен (586/7 BCE). Согласно Второй книге Царей (25:9), вавилоняне спалили Храм, королевские покои и дома жителей Иерусалима.

В последующие столетия, после возвращения из Вавилона, еврейское население уменьшилось настолько, что не было способно возродить Город Давида. Их правитель Нехемья получил разрешение у персов на воздвижение стены вокруг города (Нехемья 3:1-32). Население стало увеличиваться во II веке до новой эры, во время правления Хашмонаим (Хасмонеев). Израильтяне стали воздвигать свои жилища вокруг Города Давида. Вероятно, после византийского периода город Давида перестал быть частью Иерусалима. Позже на этом склоне появилось арабское селение Сильван.

Самый красивый вид на Город Давида открывается с Масличной горы. На вершину холма из города нельзя добраться на машине, только по двум тропинкам. Одна из них поднимается вверх с северо-запада около Мусорных ворот Старого города, вторая берет начало у юго-западного склона Храмовой горы.

При раскопках северной части холма был обнаружен акрополь времен царя Давида. Он был сооружен в целях обороны, а также для создания основы, фундамента дворца Давида. Два отверстия посреди установки, возможно, служили водостоком.

На этом месте также стоял евусейский дворец. Но в настоящее время сохранились только фрагменты стены на юго-западе. Между акрополем и евусейской стеной были найдены остатки зданий более поздних жилищ израильтян, которые были уничтожены во время захвата Иерусалима вавилонянами. Дома, находившиеся на севере холма, были названы “сожженной обителью”. Сейчас там установлены маршрутные указатели для туристов, ведущие к обугленным развалинам.

Посреди развалин находится “Дом Ахиеля”, названный так после того, как был найден осколок керамического изделия с выжженным на нем именем предполагаемого хозяина. Этот дом типичен для еврейского жилища того времени. Он имеет 4 комнаты и частично врыт в сооружение (акрополь), которое служило ему и другим домам города фундаментом. Внешняя лестница, похоже, вела на крышу жилища. В правом углу дома находится маленькая комнатка с двухметровым углублением в полу, которое прикрывается камнем. Возможно, это помещение служило в качестве уборной.

На восточной стороне сооружения (акрополя) находится “Сургучный дом”, в нем были найдены 50 старинных текстов на иврите с печатями на них. Печати были сделаны из глины и использовались для запечатывания бумажных свитков. Каждая печать содержит персональное имя. Два из них библейские: Гмарьяhу сын Шафана, писца при суде короля Иеhоякима, который господствовал в Иерусалиме во время захвата Израиля Вавилоном (Иермияhу 36:10), и Азарьяhу сын Хилкияhу, член семьи знатных коhенов (священников), служивших при Храме (Хроники 9:11). Найденные печати сохранились благодаря тому, что были погребены под кучей пепла и золы.

Останки стены Нехемьи, воздвигнутой когда-то на вершине холма, обнаружить не удалось, но археологи полагают, что она погребена под толстой стеной Хасмонеев, в западной части акрополя. На севере и юге акрополя возвышаются башни Хасмонеев.

Водные пути Иерусалима

Из акрополя тропа ведет к Тоннелю Уоррена. Это тоннель, через который можно пройти к источнику Гихон. Вода градом стекает в специальную емкость, прикрепленную к источнику родника. Тоннель природный: он проходит через расщелину в холме, которую специально увеличили евусеи. Тоннель давал им идеальную возможность для доступа к воде во время длительных осад города. Вход в тоннель находился с внутренней стороны евусейской стены.

Если спуститься вниз по тоннелю, слева можно увидеть углубление – доступ к старейшим стенам Иерусалима. Внутренняя часть евусейской стены длиной 40 метров датируется XVIII веком до нашей эры. Построена она была из больших неотесанных камней. В мирные времена предположительно существовали шлюзы источника Гихон с наружной части стены.

Вторая евусейская стена, длиной около 100 метров, была выстроена, судя по всему, в VIII веке до нашей эры и стояла вплоть до нападения вавилонян. Внутренняя часть стены сохранилась до наших дней.

Название источника, Гихон, означает “литься потоком”, “низвергаться”. Летом он не пересыхал, но лился тонкой струйкой и не мог обеспечить питьевой водой все более разрастающуюся столицу царя Соломона. Поэтому царь построил другой тоннель, ведущий от источника к Бассейну Шилоах. Иногда тоннель использовался для орошения королевского сада в долине Кидрон.

Позже при царе Хизкия (годы правления 727-698 до новой эры) было обнаружено, что тоннель Соломона был не столь безопасным. Ассирийский король Санхерив к тому времени однажды уже вторгался в Иудею, и Хизкия ожидал новой осады. Он вырыл другой тоннель, отрезав путь к источнику Гихон, чтобы через тоннель, проходящий сквозь стену, нельзя было атаковать город (Вторая Книга Царей 25:4). Тоннель царя Хизкия сообщается с Тоннелем Уоррена, и в него можно было войти через русло Гихона. Посещение этого места для туристов безопасно, но при этом необходимо запастись фонариком и хорошей обувью. Глубина источника здесь обычно не выше уровня бедра взрослого человека.

Около бассейна источника Шилоах, в 10-ти метрах от входа с другой стороны, были найдены письменные труды инженера царя Хизкии, которые сейчас хранятся в стамбульском музее. Инженер описывает, как две бригады горняков стали рыть тоннель с двух сторон и встретились в центре: “В то время как горнорабочие продвигались вперед, работая своими кирками и с одной, и с другой стороны холма, и оставалось преодолеть расстояние с три человеческих локтя, стали слышны голоса, и эхо резонировало с северной части горы до южной. В тот день горнорабочие добились успеха, встретившись лицом к лицу, киркой к кирке. Затем бассейн, глубиной 1200 локтей, залили водой. Высота горы над головами землекопов составляла 100 локтей”. Заметьте, в этом описании ни разу не упоминается имя царя Хизкии. Но письмена на древнем иврите датируются тем временем.

Тоннель Хизкии широк, а длина его насчитывает 538 метров. Тоннель заканчивается обширным бассейном Биркат аль-Хамра, который сейчас засажен фиговыми деревьями. Напротив него находится бассейн Шилоах, но он не сохранил свой первозданный вид. Во время Первой иудейской войны он был уничтожен римлянами, которые сожгли все вплоть до Шилоах (Иосеф Флавий, Иудейская война, 6:363). Настоящая ограда была построена в XIX веке. Говорят, что вода источника целебная.

С южного конца стены времен железного века можно подняться на два возвышения, которые, возможно, являются засыпанными землей гробницами царей Иудеи. В недавно опубликованной книге один историк полагает, что исчезнувшую могилу царя Давида можно найти здесь, также как и всевозможные сокровища, захороненные глубоко в земле. Однако в реальности ничего подобного найдено не было. В Танахе говорится, что Давид был похоронен в Городе Давида (Книга Царей, 2:10). Гора в античные времена использовалась как каменоломня, что видно невооруженным взглядом. Возвышенности на самом деле являются могилами, но, по сравнению с гробницами в долине Кидрона, они не выглядят царскими.


Марина Костылева