Мы не имеем в виду Израиль – это не самая еврейская страна, а просто еврейская. Мы имеем в виду самую еврейскую страну в Европе. Не ломайте голову, вспоминая, в какой из европейских стран самая большая еврейская община: это еще не делает страну еврейской, сколько бы об этом не твердили местные и зарубежные антисемиты. Мы хотим рассказать о стране, где евреи не только составляют заметный процент населения, но и само ее существование обеспечило евреям возможность жить в ней, и честно скажем, процветать. И чье право на существование подвергается сомнению уже 300 лет.
Короче говоря, речь идет о Гибралтаре. «Тоже мне страна! – можете сказать вы. — Клочок испанской территории, оттяпанный англичанами, скала почти у самой Африки! И населения всего 30 тысяч, из них почти половина – британский гарнизон». И все это будет правда.Но британцы, отслужив свое, уезжают домой или по новому месту службы. А есть люди, которые живут там, имеют семьи, занимаются делом.
А теперь посчитайте: на оставшуюся половину 4 синагоги, столько же религиозных школ и благотворительное общество.
Начнем по порядку. Евреи жили в Гибралтаре еще в XIV веке и, естественно, были изгнаны, как и со всего Пиренейского полуострова. Зато в XVIII столетии скала перешла во владение Британии, об этом свидетельствует Утрехтский договор, с тех самых пор называемый в Испании “кабальным и несправедливым”. А чего там несправедливого? Воевать лучше надо было, а не “испанские воротники" придумывать да инквизицией баловаться! Впрочем, как ни были удручены и возмущены испанцы, но добились все-таки пункта в договоре, по которому евреям проживание в Гибралтаре запрещалось. Так сказать, “ в чужих руках Гибралтар, а землица- то нашенская…” Очевидно, хоть это служило им утешением.
Но через 16 лет султан Марокко обратился к англичанам с просьбой позволить его еврейским подданным прибывать в Гибралтар по торговым делам. В Марокко евреев сильно угнетали, но всегда защищали за рубежом их торговые интересы, приносившие стране прибыль. Кстати, по тому же договору мусульманам тоже запрещалось жить в Гибралтаре. В мусульманах, учитывая близость исламских стран, англичане видели опасность, а евреям разрешение дали. В конце концов, им оскорбленные чувства испанцев были абсолютно безразличны. Британцы всегда отстаивают свои интересы, (и кто в них за это бросит камень?), а еврейские посредники были им удобны для торговли с Востоком. Так в крепости на скале появилось устойчивое еврейское население: марокканское, но потомки выходцев из Испании. К ним прибавилось некоторое количество евреев из Италии, тоже сефарды. Потом туда перебрались марраны, вернулись к вере отцов и построили синагогу.
В конце XIX века почти вся гибралтарская торговля была в еврейских руках. И очень выгодная торговля: между Англией и Северной Африкой. Ведь английским негоциантам проникнуть в Северную Африку было непросто, ибо вся она стала зоной французских интересов. В конце того же века – начале следующего в Гибралтаре поселились евреи из России и Румынии, обычные наши Гинзбурги и Гринберги. И, конечно, построили свою синагогу, но в Гибралтаре не прижились.
Во время Второй мировой войны англичане эвакуировали все гражданское население Гибралтара, а после войны многие назад не вернулись: у них были британские паспорта и прекрасное знание английского языка. Но свято место пусто не бывает, и численность еврейского населения восстановилась. В 50-е годы здесь же существовал переселенческий лагерь для марокканских евреев.
В 70-х годах мэром города, а потом и главным министром был Джошуа (Иеhoшуа) Хассан, а другой его единоверец и соплеменник занимал пост министра туризма – очень важный, ибо уже не только торговля, но и туризм продолжали обогащать Крепость на скале. Гибралтарские евреи настроены очень пробритански и во всех референдумах голосуют за сохранение власти Её Величества. Им есть за что любить англичан: во все бурные и опасные времена – что в Испании, что в Марокко — этот маленький клочок суши между Европой и Африкой служил им надежным оазисом. К слову, из примерно 30 тысяч населения евреев числится только 600. Но это, так сказать, «прописанных». У остальных – просто другие паспорта.