Top.Mail.Ru

Страна Нарбона и ее евреи

16.12.2002

Но если это не совсем халеймес, даже если все королевство состояло из двух деревень (одна из них – стольный град Камелот), то тогда евреи там обязательно были. Иначе что это за страна? Страна Нарбона (в том, что ее можно было называть страной, имеются сомнения) существовала в реальности. А ее статус государства подтверждает судьба ее еврейской общины. С этой точки зрения Нарбона была страной в полной степени.

Если уж быть точными, скажем, что это – город и окружающие его угодья с деревнями на юге Франции в восьми километрах от Средиземного моря. Что значит «юг Франции»? Сегодня юг Франции, а вчера – север Испании. А когда не было ни Франции, ни Испании, евреи там уже жили, и это доказывают могильные плиты (числом одна) на еврейском кладбище. Кстати, это тоже типично: есть очень много стран, где евреи жили задолго до прихода коренного (нынешнего) населения. В разных конфликтных ситуациях им это, впрочем, не помогало…

Когда Испанией правили вестготы, город был просто частью этой страны. Когда ей правил король с варварским именем Вамба, евреев стали притеснять, на что они ответили участием в феодальном восстании. Это было оправданно, ибо многие евреи Нарбоны были в тот период землевладельцами и крепостниками. Менее оправданно было поражение этого восстания, после чего мстительный Вамба изгнал евреев из города. Но ненадолго, ибо сам вскоре умер. При правлении в Испании арабов ничего особенного с нарбонскими евреями не происходило: жили то лучше, то хуже. Но зато сыграли важную роль в разгроме и изгнании арабов, помогая королю Пипину Короткому, за что он наделил общину важными и редкими в тогдашней Европе привилегиями. Опять евреи пополнили ряды феодалов, солеваров, мельников и – чего не было в остальной Европе – могли нанимать (и угнетать крепостных) христиан. Главное же – Пипин Короткий был королем франков, а значит, Нарбона стала частью Франции. Но на особых правах, редких даже в период исторически неоправданной (по марксистским представлениям) феодальной раздробленности.

Нарбоной владел местный виконт, и в его внутренние дела не мог вмешиваться король. Скажем, король Людовик IX проводил антиеврейскую политику. А местный виконт ее осудил и участия в ее проведении не принял. Причина острой любви виконта к евреям крылась в отличных налогах, которые община исправно платила. Вот он, облик средневекового феодала, подумаете вы, за деньги готов забыть о Б-ге! Но не меньшую любовь к евреям стремился проявить и здешний архепископ, а уж он-то о вере забыть не мог: она входила в его профессиональные обязанности. И через некоторое время Нарбона была поделена между владетелями — светским и духовным. Оба они защищали еврейскую общину и от попыток погрома, и от крестоносцев. Нарбонские евреи умели себя защитить и сами и числились в составе городской полиции.

Нарбонское подданство защищало евреев в их поездках в те страны Европы, где евреев преследовали: даже в Испании ничего поделать с этим не могли. Нарбона была влиятельным и сильным «государством в государстве», и сила ее во многом зиждилась на деятельности еврейской общины.

Увы, виконт и архиепископ никак не могли примириться с тем, что часть «еврейского пирога» принадлежит не только одному из них, но и другому, и их борьба ослабила Нарбону. А так как то один, то другой обращался за помощью к королю, то король и прибрал обоих к рукам.

А в 1306 году евреи были изгнаны из Франции. Потом некоторые из них селились в Нарбоне, но община создана не была. И независимость Нарбоны тоже никогда восстановлена не была. Теперь это маленький провинциальный город. Какое уж тут государство без евреев…
{* *}