«Курбан», например, — жертва. «Дин» — вера, суд, и от этого корня происходит слово «медина». Дословно его можно было бы перевести как «место, где творят суд». По-еврейски оно обозначает, прежде всего, государство: «Мединат Исраэль», к примеру. По-арабски же оно приобрело значение «укрепленный замок», «город – резиденция правителя», где как раз и творится суд, а то и расправа. Где издаются законы.
…В древности этот город назывался Ясриб (иногда в литературе можно встретить написание Ятриб, через «т»: это все из-за трудности передать европейским письмом семитский звук «тав»).
Теперь этот город именуется Медина, второй священный город ислама в Саудовской Аравии, и неверным нет в него доступа.
Говорят, что первое еврейское поселение здесь восходит ко временам войн Моше с амалекитянами. (Такое случается, как мы знаем, во многих местах света: евреи появились раньше нынешнего населения, и на пользу это им никогда не шло. Но здесь-то евреи не были пришлецами из неведомых краев; город, как говорится, нашенский, и места наши – не за морями. Когда-то это приносило и пользу, и славу, и богатство…)
В самом начале нашей эры жило здесь двадцать племен – или кланов, если хотите — и все они исповедовали Закон Моисеев. Если разбираться по научному точно, то часть племен была прямого еврейского происхождения, часть– смешанного, а часть– арабского. Это были арабы, осевшие в Ясрибе, уверовавшие в Единого Творца и принявшие Тору. Даже сейчас можно обнаружить здесь развалины башен и стен этого времени. Дело в том, что каждое племя населяло свой квартал и укрепляло его. За пределами городских стен все так же хорошо знали границы полей и пастбищ своих и чужих. ( Как мы говорили уже выше, археологам –иноверцам сюда соваться не следует, а мусульманские специалисты вряд ли будут доказывать еврейское происхождение величественных развалин).
Жили здесь и язычники, не очень много насчитывалось христиан: тоже все по своим кварталам. В город-государство – а Ясриб был несомненным государством, и правители его были чаще всего евреи — стекались кочевники, оседали и по большей части принимали иудаизм. Язык у всех был один и тот же (не так уж сильно отличавшийся от иврита, но все-таки не одно и то же), зато письменностью обладали только евреи. И это придавало им силы и уверенности. Самые мощные еврейские племена были Банну-Надир, Банну-Кайнука и Банну-Курайза.
Другие арабские племена и кланы иудаизма не принимали, оставаясь в язычестве. Они были в вассальной зависимости от евреев. Число их прибывало, что не вовремя оценили правящие евреи. И когда еврейский царь Файтун потребовал от вассалов выполнения права первой ночи – самой унизительной из феодальных обязанностей – арабский клан Хазрадж поднял восстание. И победил, ибо к нему примкнули другие вассалы, истомленные неприятными повинностями. Хуже того: некоторые еврейские кланы, вместо того, чтобы проявить солидарность – это надежное оружие евреев и пролетариата, сохранили нейтралитет, в лучшем случае – недружелюбный. И уже в VI веке, как свидетельствуют еврейские записи, многие евреи обязаны были выступать при любом военном столкновении как вассалы. (Эта обязанность не была унизительной, но свидетельствовала о подчиненном положении).
В следующем веке в город-государство прибыл Мухаммед, которого привлекло распространенное в оазисе единобожие. Но лишь малая часть ясрибских евреев признала его пророком. Другие принялись его осмеивать, упрекая в плохом знании Писания.
За это, когда победила вера Мухаммеда – после длительных войн с теми же евреями, племена Надир и Кайнука были изгнаны из города. А в 627 году после военного столкновения перебиты были все мужчины племени Курайза. Женщин же и детей обратили в рабство. Поскольку рабство в Аравии носило патриархальный характер, потомки их стали нормальными членами общества и хорошими обыкновенными мусульманами. А город переименовали в Мединат-ан-Наби, то есть Город Пророка. Оба слова заимствованы из еврейского языка, и арабы этого не отрицают…