Борис Альтшулер – автор нескольких книг по истории европейского и русского еврейства, двух романов, сборников еврейских рассказов и анекдотов на немецком и русском языках. Он был первым заметным публицистом — оппонентом книги Льва Гумилёва «Древняя Русь и Великая Степь», ставшей библией новых русских националистов и экстремистов. В начале 90-х годов на радио «Свободная Европа» им была подготовлена серия передач по истории Хазарского каганата, вызвавшая большую дискуссию в России и русскоязычной эмиграции. В 1996 г. в Москве была издана его книга «Последняя тайна России», которая моментально разошлась и стала библиографической редкостью. Книга вызвала оживлённую дискуссию в печати России, Германии и Израиля,
В настоящее время в Skythischer Verlag в Саарбрюккене им подготовлено к печати новое увлекательное исследование по истории ашкеназов на немецком языке, первый том которого появится в книжных магазинах весной 2003 г. под названием Die Aschkenasim. Geschichte der europäischen Juden. Подобная публикация появляется в Германии впервые. Публикуемая нами статья представляет выдержки некоторых аспектов его работы.
© Борис Альтшулер 2002Ашкеназы Значение странного слова Ашкенази или Ашкеназим знают многие. Известного русского пианиста, который лет тридцать тому назад остался на Западе и не вернулся в СССР, звали тоже Ашкенази. Сегодня всё чаще, почти как семьдесят лет назад, вновь открыто выступают фашисты всех мастей, и тема у них всегда одна: евреи мешают жить, конфликт в Палестине тому пример! Современный исламский национал-социализм непрестанно, целеустремлённо и вкупе с националистами всех народов атакует еврейскую цивилизацию, обвиняя её во всех мыслимых «преступлениях» истории. Одним из «самых сильных» аргументов фашистских исламских публикаций, например, заместителя Арафата Абу Масена, является утверждение будто евреям нечего делать в Европе и Палестине, потому что они тюркского происхождения и в общем-то объевреенные татары.
Термин Ашкеназ известен более 2700 лет из семитского ассирийского языка и означает он «Скиф». После периода царств Давида и Соломона в Древнем Израиле произошло разделение ещё нестабильного объединения древнего еврейского народа: десять колен Израилевых осталось в северном царстве, зовущемся также по имени столицы Самария/Шомрон/Шхем; два остальных, Иуда и Симеон, остались в южном, иудейском царстве со столицей Иерусалим. Несмотря на ощущение единства одного народа, живущего в двух государствах, как, например, ещё совсем недавно в немецкой истории, приходило к войнам между двумя еврейскими царствами и даже к штурму и захвату Иерусалима израильтянами.
В конце VIII века до н.э. на политической сцене древнего Ближнего Востока доминировала новая супердержава – Ассирия. Царь Израиля был вынужден заключить с Ассирией союз. Ассирийский царь Саргон II продолжил агрессивную политику своих предшественников, окончательно покорил Израиль и депортировал его население на территории сегодняшних турецкого, иранского и сирийского Курдистана. Сын Саргона, Сеннахериб, сделал своей столицей Ниневию на впадении реки Козр в Тигр, сегодня окраину североиракского Моссула. В библиотеке грандиозного дворца Ниневии была собрана тогда самая большая коллекция древних текстов, написанных клинописью. После разгрома Израиля ассирийцами и падения его столицы Самарии/Шхема в 720 г. д.н.э. государство Израиль прекратило своё существование и исчезло с политической карты мира до 1948 г.
110 лет после падения Израиля объединёнными усилиями вавилонян, миннян и скифов было разбито и ассирийское царство. Сотни тысяч рабов, угнанных из Израиля в Ниневию на строительство дворцов, стали свободными. Новые властители, цари Вавилона, не позволили им вернуться на родину, поэтому они объединились со скифами сильным военным союзом. Часть из них осталась на Ближнем Востоке, в Персии и Центральной Азии; другие ушли через Кавказ в регион между Кавказом, Доном и Волгой, — именно туда, куда по информации античного историка Диодора Сицилийского ушёл «второй скифский народ», а позже жил согласно Страбону «второй сарматский народ». Оставшиеся в Центральной Азии ашкеназы ушли через Туран дальше в Среднюю Азию и Сибирь, где сегодня на Алтае обнаружены уникальные скифские, полные золота и драгоценностей, захоронения катакомбного типа. Такая традиция захоронений характерна для еврейской цивилизации по сегодняшний день: при еврейских погребениях усопший не просто засыпается землёй, его тело покрывается деревянным настилом. Раскопки показали, что грандиозные скифские захоронения в понтийских степях и на Алтае имеют очень много общего в своей материальной культуре. Из древних источников известно, что скифы в момент их встречи с израильтянами на реках Козр и Тигр были ещё народом кочевым, примитивным и грубым, без упорядоченной религии и храмов; захоронения же в южнорусских, украинских и алтайских степях показывают высокую, утончённую материальную культуру, очень сходную с развитой средневосточной. Мы можем сегодня довольно определённо исходить как минимум из того, что часть депортированных и «исчезнувших» колен Израилевых сохранила во времена древнееврейских пророков Иеремии и Иезекииля свою самостоятельность и национальную независимость в качестве «царства Ашкеназ», о чём свидетельствует Библия (Иеремия 31,7 и Иезекииль 37,19-22). В пламенном, драматическом тексте пророк Иеремия звал в 7-ом в. до н.э. армян, миннян и «царство Ашкеназ» в Палестину для спасения Иудеи. Столицей скифов-ашкуза на территории Палестины стал Скифополис, древний Бейт-Шеан, где цари скифов завещали себя хоронить.
Скифы зовутся по-ассирийски «ашкуза», «аскуза» или «ишкуза»; так стали теперь зваться израильтяне и их потомки «второго» царского, скифского, а позже сарматского народа. Израильтяне объединились со скифами, а потом покорили их, став одним великим народом, жившим ещё в раннеантичные времена до падения Второго Иерусалиского храма вне пределов Палестины, особенно в районах понтийских степей Причерноморья, а, кроме того, и в грекоговорящей Малой Азии. Древние греки звали тогда Чёрное море «понтос ойксейнос», т.е. «Скифское море», а территория современной Украины, Крыма и Южной России от Дуная до Дона звалась Великой Скифией. Известно, что один из величайших ораторов и политических деятелей Древней Греции Демосфен был сыном скифской матери, и его политические противники, например, Эсхил, обзывали его постоянно «скифом». Звучит как-то очень современно...
Еврейская диаспора и связанная с нею Великая Еврейская Миграция начались 720 г. до н.э. задолго до падения Первого Храма в 587 г. д.н.э. и оказала огромное влияние на развитие мировой цивилизации. Исследования учёных прослеживают двуязычие семитского народа практически во всех языках Европы и Евразии, от Британских до Японских островов; даже в языках индейцев Америки оно прослеживается. Для ашкеназов-израильтян было очень характерно употребление древнейшего письменного алфавита, т.н. иври или древнееврейского, созданного ещё Моисеем и неоправданно именуемого в исследованиях также древнефиникийским. Иудейская традиция Второго Храма и Талмуда сохранила иудео-арамейский язык, но писала уже более современным «квадратным», святым арамейским шрифтом иврита. Развитие и значение иудейско-арамейской культуры Талмуда хорошо известно, израильтян же с их древнееврейским алфавитом — намного слабее. После объединения со скифами на вооружение нового скифского народа была взята новейшая военная технология Ближнего Востока того времени: стремена и броня для конницы, лук с характерными трёхлопастными стрелами, новая блестящая тактика боя и т.д. Ашкеназийская, скифская цивилизация «завела и подтолкнула» различные громадные этногенезы (развитие наций): тюркский, славянский и германский. Древнееврейский алфавит израильтян, иври, стал основой шрифта греков и римлян, рунического письма тюрков и германцев, а, кроме того, примером для самого первого алфавита славян, глаголицы. Для сравнительной лингвистики уже заимствование около 20 слов из другого языка означает активное смешение. В германских языках, например, в английском и немецком, доказаны сотни таких заимствований, в славянских же, особенно в русском, а также в тюркских языках их тысячи. Семиты-сарматы играли очень важную роль в Великом Переселении народов; именно они привели германцев в Великую Степь, где готы на западном краю Великой Скифии основали своё царство со столицей в Ольбии. Есть учёные, которые убеждены в том, что готы пользовались праидишем в качестве готского языка. С той поры еврейский топоним Ашкеназ перекочевал в Западную Европу и служит для обозначения германских земель.
После разгрома последнего скифского княжества в Крыму в конце 2-го века до н.э. царём грекоговорящего понтийского, эллинистического царства Митридатом VI Евпатором, который, вероятно, сам был эллинизированным скифом, прекращается политическая история скифов. Ашкеназы зовутся отныне савроматами или просто сарматами, хотя ещё в византийских хрониках и ещё намного позже, в «Повести временных лет», скифами в 12-м в. зовутся еврейские хазары, пришедшие к князю Владимиру миссионировать Киевскую Русь. Сарматы описаны Тацитом в 1-ом веке н.э. в его знаменитом произведении «Германия»: известно, что они селились вместе или по соседству с алеманами, потомки которых живут сегодня в Баден-Вюрттемберге, Эльзасе и Швейцарии. Этнонимы, названия народов скифы-сарматы-готы-авары-хазары-болгары-ашкеназим практически идентичны. Сюда же, очевидно, можно отнести и часть полиэтнического союза готов в 1-2-х вв. н.э., которые из-за стратегических и тактических соображений были позваны сарматами в Великую Степь и там обосновались. В 3-м веке сарматы в союзе с различными германскими племенами уже воевали в Паннонии, Реции, а с алеманами ещё и в Италии.
После завершения этногенеза тюрков на Алтае и столетних войн с Китайской империей азиатские скифы, успевшие даже завоевать Индию, смешались с номадами Сибири, стали тюрками, вернулись позже в Центральную Азию, большей частью на территорию сегодняшнего Афганистана и Персии, где они основали тюрко-семитские империи Востока. В 552 г., после походов Аттилы в Европу и распада Западно-тюркского каганата, начался марш аваров, послы которых достигли Константинополя в 562 г.
Авары основали громадную империю от Азовского до Балтийского и Адриатического морей и, став союзниками Римской империи, диктовали свою волю Европе. В коротком историческом периоде поздней античности до неудачной осады Константинополя в 626 г. они были самой сильной военной державой в Европе и основали на территориях сегодняшней Венгрии, Австрии и Румынии собственный стабильный Аварский каганат со столицей в Киш Альфёльд, где находилось легендарное «кольцо» — ставка аварского кагана со сказочными сокровищами. В конце 8-го века Авария, пришедшая на помощь Баварии, пала в войнах под ударами армии Карла Великого; в 822-м году Авария упоминается в последний раз в европейских анналах. С конца 8-го в., с разгромом Аварского каганата, в европейских хрониках появляются довольно многочисленные упоминания о европейских евреях, которые до этого просто игнорировались христианскими хронистами.
Считается, что праобразом имени одного из центральных персонажей грандиозного немецкого эпоса «Песня о Нибелунгах», написанного неизвестным немецким поэтом около 1200 года, Хагена-Хагено, был мужественный аварский каган. Вместе с аварской экспансией в Центральной и Западной Европе на политической арене Европы впервые в истории появляются союзные славяне, «склавене». Так, «Креватадес», предки современных хорватов, и «Зораби», предки современных сербов и сорбов, пришли на Балканы вместе с аварскими семитами из Великой Скифии, Ирана и Кавказа. Оттуда же пришли и другие союзные славяне, которые в аварских войнах захватили Пелопоннес и вынудили уцелевших наследников спартанцев и македонцев эмигрировать в Сицилию, где им было обеспечено церковно-политическое убежище. Современные греки — наследники тогдашних славян и аваров.
Другое израильское объединение племён выбрало для себя после распада Западно-тюркского каганата имя реки Козр у Ниневии: им стал Хазарский (Казарский) каганат (552-1016), о котором в 20-м столетии было так много написано. Согласно хазарской переписке переход хазар в иудаизм состоялся в 716 г.; в еврейской традиции это произошло по Иуде Галеви в 730 г.
В своём письме, хранящимся в английском Кембридже и входящим в конгломерат хазарской переписки, неизвестный хазарский еврей, т.н. Кембриджский аноним, пишет, что хазары на раннем этапе своей истории исповедовали иудаизм, заключавшийся в исполнении шаббата и обрезания мужчин. Мы можем исходить из того, что такой облегчённый доталмудический иудаизм исповедывался и в Аварии. Значение периода истории Хазарии для ашкеназов состоит в том, что межнациональным еврейским торговым концерном рахдонитов, занимавшимся торговлей на Великом шёлковом пути, был принесен в понтийские степи вавилонский талмудический, т.н. раввинский иудаизм с его 613 запретами и заветами, чёткими юридическими нормами и понятиями. Тысячу лет после разгрома древнего Израиля еврейский мир был объединён в единой специальной практике талмудического иудаизма, которая позволяла найти ответ на вызов христианства и ислама. Интересно, что доталмудический иудаизм сохранился до наших дней, например, в иудаизме эфиопских евреев-фалашей. Шрифтом доталмудического иудаизма остался древне-древнееврейский, т.н. иври; талмудического, т.н. раввинского иудаизма – современный «квадратно»-арамейский. Следы прошлого ашкеназов можно найти в языках и коллективной исторической памяти практически всех европейских народов: например, по-сербскохорватски евреи наряду с обязательным «жид» или «жидо» зовутся «аварами», по-венгерски – «хазарами». Ашкеназийские еврейские общины в Европе зовут себя упорно и сегодня, непонятно для посторонних, «израильтянскими».
Расчёты демографов, занимавшихся проблемой Великой Еврейской миграции древних иудеев и израильтян, показывают, что без жутких катастроф еврейской истории и им сопутствующей ассимиляции, только наследники палестинских иудеев насчитывали бы сегодня около 200 млн. человек. Вместе с многочисленными ашкеназами, потомками израильтян, их численность вырастает до одного миллиарда людей, которые растворились в других народах. Это грандиозные цифры, показывают величие еврейского трансфера культуры во весь мир, с возникновением трёх мировых монотеистических религий: иудаизма, христианства и ислама, а также исключительное значение мировой еврейской цивилизации.