Лет пятнадцать тому назад автор этих строк был в командировке в Индии, и из них – полтора дня в Кочине, крупном городе в штате Керала. Кочин очень интересовал меня тем, что в нем на протяжении веков существовала не очень большая, но очень своеобразная еврейская община. К сожалению, работа оставила мне время только вечером. Я вышел из гостиницы и подозвал первого же моторикшу: повозку на основе мотороллера с местом для пассажира под тесным тентом.
В Маттанчерри, — сказал я водителю.
- О, Еврейский город! Можно, сэр, — и он назвал вполне подходящую цену. – Вы, наверное, хотите посмотреть синагогу?
Она закрыта, ее открывают только по праздникам. Я вас подожду, поедете назад, я возьму не дорого.
Мы довольно долго ехали по забитым народом улицам, дудя , пробирались сквозь пробки и по пути разговаривали. Тут-то шофер и сказал мне вещь, которая могла бы просто удивить в любом месте. Кроме Индии.
- Их положение, сэр, сейчас довольно плохое. У них нет брахманов.
То есть?
-Все брахманы, сэр, уехали в Израиль. Они были настоящие брахманы – совсем белые, почти, как вы. Остались только такие, как мы, — и он постучал пальцем по своей темно-коричневой руке.
Кочинские евреи предпочитали себя считать потомками выходцев прямо из Иерусалима, перебравшихся в Индию после разрушения Иерусалима в 70 г. нашей эры. Иногда среди них распространялось мнение, что они потомки исчезнувших колен или выходцами из Вавилонского пленения. Многие более трезвые (не кочинские) исследователи придерживаются менее романтичных версий: прибыли в V веке из Ирана, или из Йемена, или других арабских краев.
Но существует надежный документ – бронзовая таблица Х века, которая гласит о привилегиях и владениях, данных еврею Иосефу Раббану вместе с титулом раджи. Биньямин из Туделы, еврейский путешественник XII века писал, что в Кочине живут темнокожие евреи – около тысячи человек — следующие Торе. Упоминал их и Марко Поло.
История общины проходила куда как спокойнее, чем в Европе или в мусульманских странах. Надо сказать, что для индусов — любой человек индус. Только молится по-своему. И если другим не мешает и не оскорбляет их чувств, может спокойно жить под одним солнцем. (Ненависть индусов к мусульманам вызвана, прежде всего , поведением мусульман в стране и их агрессивностью.)
Однако, сюда добирались португальцы – и евреи, из мест доступных этим воинам Христа перебрались в сам Кочин. Местный махараджа выделил им землю близ своего дворца и гарантировал полную религиозную автономию. Главу общины утверждал махараджа. Сохранился интересный документ о службе евреев в войске Кочинского повелителя : по субботам они имели право не воевать. Из-за набегов мавров переселилась в Маттанчерри и группа евреев с Малабарского побережья.
Селились там и марраны и даже выходцы из Германии, Нидерландов и наши простые Гринберги и Зальцманы из Польши. Но этих было немного, их называли «белыми евреями», или «пардеши» – «чужеземцы». Старых поселенцев называли «черными» – хотя они были не более черны, чем любые жители Аравии и Ближнего Востока.
Примерно такие, как северные индийцы высоких каст. А еще были евреи «коричневые» — как все люди Индийского Юга. На иврит их называли «мешухрарим» – буквально: «освобожденные». Скорее всего, это потомки рабов черных и белых, принявшие Закон.
…Но это Индия, которая адоптирует всех, в том числе – своей кастовой системой. Ну не мог уважаемый индиец, чиновник или купец сидеть в одном храме со слугами. Это вызвало бы отрицательную реакцию со стороны всех его индийских друзей и деловых партнеров. И коричневые не имели права сидеть в синагоге, а к чтению Торы их вызывали только на Симхат-Тора. Не было у них и коheнов, и левитов. (У черных тоже не было.) Для нужных обрядов приглашали белого.
При голландцах община процветала и построила великолепную синагогу: она изображена на индийской почтовой марке. При англичанах, принесших новые методы промышленности и торговли, община экономически захирела. Хотя положение ее было все равно спокойным и неплохим. Но многие «белые» предпочитали иметь дело с англичанами, а не с более темными своими К концу английского господства у большинства «белых» были английские паспорта.
А в 1951-53 годах почти 2000 евреев Кочина репатриировались в Эрец: черные, коричневые и белые. Человек 100 остались. У них нет раввина, нет шохета. Они все более переходят на вегетарианскую пищу. Как и принято у индийцев.