Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
19.11.2007
В 1944 году Макс Жакоб, поэт и один из лучших друзей Пикассо, был отправлен в концентрационный лагерь. Фильм о его жизни под названием «Господин Макс» будет показан на международном кинофестивале «Jewish Eye» («Еврейский взгляд»). С чувством глубокого сожаления и сострадания рассказал о нем в интервью «Ynet» режиссер картины Габриэль Агийон.
В феврале 1944 года офицеры гестапо ворвались в один из монастырей Франции, где скрывался поэт и художник Макс Жакоб, и арестовали его. Просьбы и мольбы священника не были услышаны, и Жакоб был отправлен в пересыльный лагерь в Дранси, где евреи, цыгане, коммунисты ожидали отправки в концентрационные лагеря. В Дранси Жакоб серьезно заболел и умер в марте того же года.
Жакоб родился в 1876 году в еврейской семье. Он стал одним из самых влиятельных художников, составлявших скандально известную богему Монмартра. Его близкими друзьями были Пабло Пикассо, Жан Кокто, Амедео Модильяни, Анри Матисс.
Забытая история жизни Макса Жакоба, одного из самых значимых поэтов-модернистов начала XX века, была экранизирована сценаристом Даном Франком и режиссером Габриэлем Агийоном. Роль Жакоба сыграл актер Жан-Клод Бриали – представитель «новой волны» во Франции, умерший в мае от рака.
Как ни странно, но «Господин Макс» – это не фильм о Холокосте. Если вы спросите Агийона, о чем этот фильм, он скажет, что главные темы – одиночество, забвение и такая эфемерная вещь, как искусство.
После просмотра фильма становится ясно, что Агийон считает виновными в смерти Жакоба его друзей. Первый и самый главный – это Пикассо: «Он относился к Жакобу так же, как к своим женщинам и детям. Это был человек, чей гений был соразмерен его эго. Он использовал Жакоба и выбросил его, как грязный носок». Разница между гуманистическим подходом к искусству и бесчеловечностью, самовлюбленностью этих художников очевидна.
«Человечность и искусство – две совершенно разные вещи, и жизнь Жакоба – один из лучших тому примеров. Тем не менее, мы не должны забывать, что в те дни Франция сотрудничала с нацистами. Макс Жакоб был евреем как раз в тот период, когда люди хотели только одного – остаться в живых, — рассуждает режиссер. — В те дни многие люди – от папы римского до людей с улицы – были безразличны друг к другу, со временем это имело трагический последствия. Я не могу объяснить безмолвие, безразличие к Холокосту, к евреям или к гению поэта». «Все его друзья в той или иной степени сотрудничали с нацистами. Они могли спасти его, но не сделали этого. Всю войну они только и делали что пили шампанское», — говорит Агийон.
Агийон – сын христианки и еврея, которые эмигрировали из Египта во Францию. Он особенно рад, что его фильм будут показывать в Израиле: «С юного возраста я тянулся к еврейским корням. Мы переехали во Францию, когда мне было четыре года, но воспитывали меня в изгнании, в тоске по Египту. Я был не такой, как все, я был иноземцем среди евреев и евреем среди иноземцев. Возможно, в этом причина того, что я выбирал людей как главные темы моих фильмов. Я хорошо это понимаю. Или, говоря словами, Макса Жакоба: “Моя жизнь – танго, мое сердце – мелодрама”».
Анастасия Хорохонова