Возник он не случайно, а по повелению короля Мьянмы, ибо мест было очень удобно для основания порта. Через сто лет город и всю страну захватили англичане, переименовавшие город в Рангун, а страну – в Бирму. Бирма стала частью Британской Индии, и на одного английского солдата приходилось там по меньшей мере десять индийцев-сипаев. Все это имеет значение для нашей истории, ибо так уж получилось, но в туземных частях англо-индийской армии всегда много было индийских евреев из группы бней-исраэль. Евреи в Индии составляют даже не тысячную долю процента населения, но отчего-то прикипели душой к военной службе, оттого и заметны были в амии. Это, так сказать, присказка. Сказка – вполне правдивая – впереди…
…Лет двадцать тому назад российский востоковед- бирманист служил в столичном городе Мьянмы Янгоне (оба вернули себе исторические имена, но в нашей литературе более привычны старые, данные англичанами; так что и мы будем говорить Рангун и Бирма). В свободное от работы время он гулял по городским улицам, чтобы подробнее познакомиться со страной. И вот, на одной из тихих улиц он увидел харчевню, название которой его остановила. Харчевня называлась «У еврея Питера». Оговариваюсь сразу: востоковед – не еврей, и никакой ностальгии по гефилтэ фиш, которая могла бы подаваться в точке общепита с таким названием, у него не было. Но интерес возник сразу. И он зашел в заведение. В дверях его встретил коренастый темнокожий человек с монгольским разрезом глаз. Как выяснилось, это и был еврей Питер. От еврея – так, как его себе представлял наш востоковед, у него были разве что курчавоватые волосы.
-Шалом! – произнес наш специалист, тем самым исчерпав запас еврейских слов наполовину. (Второе слово, которое он знал, было «цимес», но цимесом здесь точно не пахло).
-Шалом! – отвечал еврей Питер, и перейдя на очень плохой английский язык, осведомился:
Вы, наверно, самый настоящий еврей? Из Израиля?
Востоковед наш — дивный образец славянина, хоть на плакат «Памяти» помещай, хотя взглядов этой организации он не разделяет. Так что, можно судить, сколь занятны взгляды еврея Питера на своих единоплеменников. Оказалось, что покойный отец владельца, которого он почти не помнит, был действительно евреем из Бомбея, сержантом англо- индийской армии. После изгнания японцев, вышел в отставку и поселился в Бирме. Женился на местной женщине из горского народа качинов и через два года после рождения сына, умер. Так что никакого еврейского воспитания Питер не получил, но всегда знал, что принадлежит к экзотическому народу евреев, и этим очень гордился. Поскольку индийцев в Бирме, мягко говоря, не долюбливают, еврейская национальность служила ему и защитой. Да и очень уж он – кроме волос – похож на качинскую маму. Подает он в харчевне все то же, что и в других, но свинину в готовке не использует. Вообще же, сказал он, название «У еврея Питера» он дал для экзотики и привлечения клиентов : а то вокруг все больше обыденная еда – бирманская, китайская и индийская.
Ходит он иногда и в синагогу. Оказалось, что она в Рангуне наличествует.
- Приходите, увидите наших. Такие же евреи, как я, — и увидев вопросительный взгляд востоковеда, пояснил: – Качины, в основном.
- Но синагога и ее прихожане – тема другого, следующего рассказа.