Top.Mail.Ru

В горах Мизорама

10.03.2003

Это коренастые люди с раскосыми глазами, очень воинственные и склонные к независимости. Веками здесь поклонялись духам предков, охотились за головами врагов и, мастерски их высушив, держали в домах, как амулеты. Собственно говоря, такого народа «мизорамцы» в природе не существует, само название края дано было еще англичанами, чтобы как-то называть подведомственную территорию. Они родственны по языку народам соседней Бирмы, она же Мьянма. Но те куда более цивилизованы.

Никаким раджам близких индийских княжеств не удавалось покорить горцев. Или они отчаянно сражались, или уходили в горные заросли – и ищи-свищи ветра в поле. Но то, что не удавалось здешним феодалам, удалось миссионерам. И не просто христианским миссионерам, а шотландским фундаменталистам. Нам это очень важно в свете того, что произошло с храбрыми, но простодушными детьми гор впоследствии. Дело в том, что эта секта особенно трепетно относится к тому, что христиане называют «Ветхим Заветом», а мы правильно зовем «Танах». И каждый свой шаг эти люди сверяют с историей Древнего Израиля. Это им не только не мешает, но помогает в следовании «Новому Завету», который мы не зовем никак.

Миссионеры стали проникать – особенно после Второй мировой войны – в горы Мизорама и соседней Бирмы весьма активно. И мирно. Они не навязывали горцам свои законы, не требовали немедленно надеть брюки или хотя бы шорты. Могли оказать медицинскую помощь и открывали школы. А горцы уже хорошо представляли себе, что без образования и английского языка детям их придется трудно.

В школах с тщательностью, достойной галицийского хедера, начинали изучать то, что миссионеры называют «Ветхим Заветом». И многим старательным ученикам так пришлась по душе история Народа Израильского, что стали они задумываться: а куда делись десять пропавших колен Израиля?

Надо сказать, что колена эти ищут не первую сотню лет, причем все на Востоке. (Разве что Колумб искал на Западе и нашел-то всего лишь Америку.) Но это искали европейские и еврейские ученые. А тут по-новому взглянул на родной народ и его историю ученик-отличник одной из школ, где выучил историю Израиля наизусть.

И пришел к выводу, что родное его племя и есть одно из колен Израилевых. Известное дело: когда ты в чем-то безоговорочно убежден, то любые факты покорно ложатся в твою теорию. Так, достаточно поверить в еврейский заговор, как отсутствие в кране воды логично и четко объясняется: известно, кто выпил воду. А наш отличник пришел к совершенно другому выводу, но все равно отныне все подтверждало его правоту. Соплеменникам его теории пришлись по вкусу: уважение к евреям было прочно привито шотландскими учителями. Антисемитизму же в горы Мизорама и соседней Бирмы добраться не удалось, очевидно, из-за отсутствия объекта для ненависти.

Через некоторое время горцы свято уверовали в то, что они и есть истинные евреи. Ну а достать в наше время учебники иврита совсем не проблема даже в горах на индийско-бирманской границе. (Мы здесь не будем касаться щекотливого вопроса о признании их евреями на исторической — теперь – исторической! – родине: это тема особого исследования). Нас интересует другой вопрос: откуда столько прихожан в рангунской синагоге. И мы можем ответить: из гор Северной Бирмы. Поскольку из гор Мизорама новое учение стремительно распространилось в горах Бирмы, особенно же, среди народности качинов.

Тем более, что цивилизованные и к этому моменту крещеные качины издавна контактировали с немногочисленными индийскими евреями, осевшими в Рангуне и волею небес женившимися на рангунских качинках. Точь в точь, как отец еврея Питера, с которого мы начали наш рассказ…
{* *}