Это удивительный факт, ведь в свое время они были разрушены несколько раз. Есть только единственное исключение: после разрушения Храма римлянами в 70-м году, когда евреям было запрещено молиться в городе, и когда численность населения заметно сократилась. Но император Адриан, после того, как разрушил старые стены, подавив восстание Бар Кохбы (132-135 года нашей эры), снова воздвиг стену вдоль прежнего “контура”, и это место сейчас называют Старым городом.
“Римский” Иерусалим построили на месте старого, территорию которого перепахали плугом. Новый город специально назвали другим именем, Аэлия Капитолина (Aelia Capitolina), чтоб стереть память о разрушенном городе, не стал деловым центром.
Иерусалим возвратился к своей прежней жизни только в третьем столетии, когда в страну стали прибывать паломники. Императрица Евдокия обнесла Город Давида новой стеной, потому что евреи пытались построить жилища в той части.
В X веке юго-восточная часть города снова “погрузилась в сон” после того, как Иерусалим мирным путем подчинился исламским правителям. Халиф эль Азиз считал, что Город Давида не представлял стратегической ценности в ожидаемой атаке византийским императором Иоанном Цимискисом (John Zimisces).
Во время борьбы между мусульманами и крестоносцами было воздвигнуто и разрушено еще несколько стен, а затем была построена стена султаном Оттоманской империи Сулейманом Величественным (1520-66), которая стоит и по сей день. Сулейман был неутомимым военоначальником, он воевал в Европе, Персии и Ираке. Стены Иерусалима были хрупкими, и Сулейман предположил, что строительство крепкой стены необходимо против возможной угрозы со стороны европейцев Европы и бедуинских племен.
Несмотря на необходимость, работа продвигалась медленно. Сначала стали воздвигать стену с севера, потому что именно с этой стороны Иерусалим был несколько раз атакован. Только спустя три года, в 1540 году, была завершена работа над южной стеной. Казалось, что все дело упиралось в деньги, большая часть денег была привезена из Дамаска и сопровождалась личными войсками султана. Остальная часть была собрана за счет местных налогов.
Работа над южной стеной задерживалась из-за споров о том, отгораживать гору Цион (Сион) или же нет. В конечном итоге было решено не обносить гору стеной к огорчению Сулеймана, потому что он хотел дать “прибежище” всем жителям Иерусалима, не обращая внимания на то, какую религию они исповедуют (гора Цион была заселена монахами). Когда он в очередной раз приехал в Иерусалим и узнал о свершившемся факте, он приказал казнить двух архитекторов. Двое главных ворот, Яффские и Шхемские (Дамасские) ворота, были укреплены башнями. С обеих сторон стена была оснащена 35-ю башнями, турелями и мерлонами, откуда снайперы могли вести огонь После Сулеймана никто из новых правителей Эрец Исраель (земли Израиля) даже не задумался о том, как укрепить это архитектурное творение.
Четыре из сулеймановских ворот до сих пор сохранили свою первозданную форму, напоминающую латинскую букву “L”. Оставшиеся двое ворот были расширены для проезда транспорта. Все ворота сохранили оттоманскую декорацию: завитые перемычки с надписями на арабском языке под ломаной дугой. Ворота, имеющие арабские названия, были сделаны из дерева и камня и запирались каждый вечер.
Иерусалимские ворота неоднократно упоминаются в ТАНАХе, например, в Псалмах царя Давида (
Теhилим, 122) “Песнь восхождения, Давида. Радовался я, когда сказали мне: "Пойдем в Дом Б-га!". Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим. Иерусалим, отстроенный как город, слитый в одно, куда восходят колена, колена [народа] Б-га…”
Яффские ворота Ворота были так названы, потому что к ним ведет дорога из Яффо. Сулейман в свое время дал им название Баб эль Халиль (ворота друга). В 1917 году через эти ворота проехал в город английский генерал Алленби. Во времена иорданского правления Иерусалима, 1948-1967, эти ворота были закрыты.
Сразу же при въезде в город, за железной изгородью находятся две могилы, принадлежащие, согласно легенде, двум архитекторам или двум монахам. Но в действительности там погребена иерусалимская супружеская чета.
За воротами в стене находится брешь. Эта часть стены была разобрана в 1898 году, когда император Вильгельм II посетил город. Для того чтобы император въехал в город, не выходя из кареты, которая не проходила через ворот, стену разобрали. На территории от ворот до юго-западного угла были произведены раскопки и обнаружены фрагменты предыдущих стен. Сулейманова стена была воздвигнута на месте Хасмонейской стены 2-го столетия. Царь Ирод (37-4 до новой эры) соорудил стену прямо за Хасмонейской. Он воздвиг более толстые стены для того, чтобы они послужили опорой его дворца, который был установлен прямо с внутренней стороны стены.
Тут же находилась геродианская башня, на обломках которой была воздвигнута средневековая башня, каменная кладка которой была произведена турками. Если идти вдоль очертания геродианской стены, можно увидеть фрагменты еще одной башни 1-го столетия, через которые, как говорит еврейский историк Иосиф Флавий (Иудейская война 6:374-99), в 70-м году в город проникли римляне.
Две башни с правой стороны ворот были воздвигнуты турками. Одна из них была построена на руинах гигантской средневековой башни, которая была разгромлена.
Ворота Сиона Арабы называют их Баб Наби Дауд, или ворота пророка Давида, потому что считается, что царь Давид покоится на горе Цион, у которой установлены ворота. В 1948 году во время борьбы за еврейский квартал ворота были изрешечены пулями. Бойцы первой израильской бригады ПАЛЬМАХ дошли до ворот, но дальше пройти не смогли. Здесь также были произведены раскопки. Справа от ворот можно увидеть руины разнообразных арабских бастионов средневековья и огромное четырехколонное здание. Восточная часть здания в свое время использовалась как ванная комната. Ближе к углу стены был амфитеатр, выстроенный в византийском стиле, который ориентировочно датируется 549 годом (времена императора Флавиуса Юстиниана).
После раскопок обнаружилось, что за воротами Сиона, стояла арабская башня. Не доходя до угла стены можно увидеть водопровод, по которому поступала вода из водохранилища Соломона, что близ Бейт Лехема.
Мусорные ворота Арабское название Мусорных ворот, Баб эль Магарбех, означает “ворота мавров”, в честь мусульманских переселенцев, прибывших из Северной Африки во время правления сутана Сулеймана.
“Еврейское” название этим воротам дал пророк Нехемия, построивший городскую стену: “И пришел я в Иерушалаим, и пробыл там три дня. А ночью встал я, и несколько человек со мною, и не сказал я никому о том, что Б-г мой положил мне на сердце сделать для Иерушалаима… И выехал я ночью через ворота Долины к Эйн Атаним и к воротам Мусорным, и осмотрел я крепостные стены Иерушалаима, что были разрушены, и ворота его, что сожжены огнем… Но сказал я им: "Вы видите то бедствие, в котором мы находимся, – как разрушен Иерушалаим и ворота его сожжены огнем. Идемте же, отстроим стены Иерушалаима, и не будем впредь в унижении"… И сказали они: "Встанем и отстроим!"” (Нехемия, гл. 2). Бреши в стене, по-видимому, использовались для выноса мусора. В 1953 году Мусорные ворота были расширены иорданцами для того, чтобы в цитадель можно было въехать на автомобилях (Яффские ворота в то время были закрыты).
Если идти вдоль стены по западному направлению, можно увидеть обломки Миквы, бассейнов для ритуальных омовений, геродианского периода и цистерны, которые были вмонтированы в скалу. Евреи, приходящие в Храм использовали Миквы для духовного очищения. Рядом с воротами с левой стороны находится башня средневекового периода. Эти ворота использовались в качестве служебного входа и зачастую назывались Воротами дубильщиков, потому что прямо за этой частью стены находился рынок по торговле крупным рогатым скотом.
Львиные ворота Эти ворота, находящиеся близ Храмовой горы, называются по-арабски Баб эль Гор, или Иорданские ворота, но это название не прижилось. Их английское название – Ворота Стефена возникло во времена пришествия в город византийских паломников.
На иврите ворота называют Львиными, название произошло от геральдических эмблем султана Мамлука (Mamluk sultan Baybars) (XIII век) помещенных на каждой стороне ворот. Существует легенда, что эти львы были готовы съесть отца Сулеймана, султана Оттоманской империи Селима I, если бы он продолжил осуществление своего плана по уничтожению Иерусалима.
Изначальные ворота, построенные в форме буквы “L”, были разрушены, когда страна находилась под британским мандатом. В 1967 году через эти ворота прошли израильские парашютисты-десантники, цанханим, освободившие Старый город.
Ворота Ирода Арабское название Баб эль Зар означает Цветущие ворота, так как прямо напротив входа было посажено очень много цветов.
Ворота были названы именем Ирода в XVI или в XVII столетии, потому что пилигримы перепутали дом Мамлука с дворцом Ирода Антипы (41-44), находящегося прямо напротив ворот.
Если идти в сторону Ворот Дамаска, можно увидеть канал акведука. Интересно то, что этот гончарный трубопровод датируется III или началом IV. Если пройти немного дальше, можно увидеть, как стена прогнута внутрь, образуя вход в старинную каменоломню, известную как Каменоломня Соломона.
Вход сюда через автобусную остановку на улице Сулеймана остается открытым целый день. Эта огромная пещера была обнаружена в 1854 году. Дело в том, что в XVI веке она была замаскирована турками. Возможно, Иосиф Флавий, говоря о Царской пещере, в книге “Иудейская война” имел в виду именно эту пещеру.
В более поздних работах еврейских историков эта пещера названа Гротом Цидкии, и объясняется, как при помощи этой пещеры еврейскому царю Цидкии удалось пройти через вавилонскую армию, окружившей Иерусалим (книга пророка Иермияhу, гл. 52). Некоторые полагают, что именно здесь добывали камни для возведения Первого Храма (Первая книга Царей 5:15-17).
Дамаские ворота (Damascus Gate) На иврите они называются Шхемскими воротами из-за дороги, ведущей в Шехем, а потом – в Дамаск. Сооружение представляет собой наилучший пример оттоманской архитектуры в Израиле. Вокруг были произведены раскопки для того, чтобы изучить ранее существовавшие на этом месте ворота.
Первые ворота были построены Иродом Антипой, затем на их месте возникли ворота, ведущие в Аэлия Капитолина, построенные Адрианом. Основной дизайн этого места напоминает современный и состоит из двух полукруглых площадей, откуда берут начало две главных дороги города.
До области раскопок можно добраться, если идти направо от ворот и спуститься по лестнице. Ступени ведут к бывшему арабскому водохранилищу, откуда видны ворота Ирода: башня и вход для пешеходов с правой стороны.
Башня открыта в будние дни и в пятницу до Шаббата, здесь можно посетить выставку, где представлены карты Иерусалима различных времен, высокую колонну ручной работы со статуей императора Адриана. Многие полагают, что статуя Адриана стояла в центре площади. Возможно, что арабское название Шхемских ворот, Баб эль Амуд, Колонные ворота, происходит именно от этого. На самом деле, вдоль дороги в Шхем были расположены огромные римские мемориальные колонны, около нескольких тысяч метров к северу, и каменная голова статуи Адриана была найдена в этой области.
Новые ворота (New Gate) Эти ворота не были, были построены Сулейманом, как свидетельствуют имя и форма. Они были построены в 1887 году султаном Оттоманской империи Абдулом Хамидом II для того, чтобы обеспечить доступ к северным окраинам за стеной. Эти ворота также были закрыты иорданцами между 1948 и 1967 годами.
К западу от ворот находится маленький парк. Внутри парка можно увидеть огромную башню. На арабском ее стали называть Каср Джалус (Qasr Jalus) или Замок Голиафа, вслед за легендой о том, что царь Давид убил гиганта на этом месте (согласно ТАНАХу, это случилось в Южной Иудее). Сама башня датируется средневековьем и сооружена она из камней геродианского периода.