Top.Mail.Ru

Евреи Китая

20.03.2003

Синагога в Кайфенге Китайский ученый представляет малоизвестную историю дальневосточной диаспоры. Интересно, почему именно уроженец Китая, ученый Шу Шин стал экспертом по иудаике? Интерес к данной тематике появился у ученого в 1988 году, когда он гостил у “особенной еврейской семьи” в Чикаго. Они помогли ему осознать, что иудаизм – один из источников восточной цивилизации. Шин посчитал, что его соотечественники должны знать историю и культуру еврейского народа, включая историю китайской еврейской диаспоры.

6 февраля профессор Шин читал лекцию о еврейской истории в общмне Шаарей Цедек, в США. Шу Шин – профессор, специализирующийся на истории еврейской культуры, директор центра еврейского образования при университете Наджинг, Китай. Автор книги “Евреи Кайфенга, Китай: история, культура и религия” (2003 год), Шин проводит семинары по еврейскому образованию, которые посещают около ста профессоров из 60 разных колледжей и 20 провинций. В мае он получит почетную докторскую степень израильского университета Бар-Илан.

Евреи в Китае появились во время правления династии Тан (VII-X века нашей эры), говорит Шин, который также является главным редактором “Энциклопедии иудаики” на китайском языке, вышедшей в 1993 году. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еврейские торговцы пришли в Китай из Персии по знаменитому шелковому пути. Несколько сотен лет они жили, соблюдая традиции, в Кайфенге, и были одной из немногих общин, которые поддерживали документацию. Получив разрешение у китайского императора, около 17 еврейских семей построили синагогу в этом известном всему миру городе в 1163 году. Она была разрушена наводнением и реконструирована дважды.

Евреи Китая отличались веротерпимостью и процветанием. Китайцы называли их “людьми, которые выбрасывают сухожилия” (из-за традиционного еврейского ритуала, когда во время забоя животных удаляется седалищный нерв). В XVII веке еврейское население Кайфенга возросло до 5 000.

Китайское сообщество, бывшее закрытым для иностранцев в течение 150 лет, дало разрешение на въезд миссионеров во второй половине XVII века. Шин говорит, что иезуиты полагали, будто европейские раввины изменили текст Торы. Пришедшие миссионеры разыскивали измененную Тору в Китае для того, чтобы доказать правду своей миссии, но не нашли такой Торы.

После практики смешанных браков еврейская община ассимилировалась.

“Главный раввин Кайфенга скончался в середине XIX века, не оставив после себя преемника”, — рассказывает Шин. Свитки Торы и другие манускрипты на иврите были распроданы.

Сегодня, говорит Шин, многие евреи Китая официально признают себя евреями, но не исповедуют иудаизм. В конце XIX столетия около 15 000 ашкеназских евреев во избежание погромов приехали в Харбин, Китай. В конце 1930-х еще одна еврейская община, численностью в 30 000 человек, появилась в Шанхае: сефарды из Багдада, Бомбея, Гонконга и России. Шин говорит, что религиозного еврейского образования практически не существовало до 1970 годов. На данный момент иудаизм распространен в Шанхае и Гонконге.

Дан Левицки, проживающий в маленьком американском городке Блумфильд, находит лекции Шина интересными, потому что его предки некогда переехали в Харбин из Украины в 1900. Предки Харви Брода из Фармингтон Хиллз тоже проживали в Харбине. Его отец родился в Китае в 1905 году и в 16-летнем возрасте вместе со своей семьей переехал в Детройт. Брод говорит, что лекции Шина представляют собой ракурс жизни евреев на территории Китая в течение многих лет.


Мирьям Каменщик

{* *}