Top.Mail.Ru

Как это было в Вавилонии

22.04.2003

Внимание всего мира приковано сейчас к Ираку. Грех и нам оставаться в стороне, хотя события, о которых мы хотим рассказать, происходили в те времена, когда арабами назывались только жители пустыни, оседлые же люди говорили по-арамейски, и евреи не были в том исключением. Зато жило их тогда в Междуречье Евфрата и Тигра (а уж если по-еврейски, то бейн нhaр Прат у-нhaр Хидекель) видимо-невидимо в огромном количестве деревень и городов. Считайте, что другие люди там были в меньшинстве. Кстати, и ивритское слово «бавлим» – «вавилоняне» обозначает именно евреев, живших на этой территории.

Начало еврейским поселениям в Вавилонии положил царь Навуходоносор, переселивший в начале VI века до нашей эры многие тысячи евреев. А потом, когда почти через полвека персидский царь Кир завоевал Вавилонию и разрешил евреям вернуться на родину, (которая тогда не носила эпитета «историческая», ибо все еще было живо в памяти), вернулась меньшая часть. Места здесь уж больно были благодатные. Кажется, произошла одна из типичных ошибок еврейской истории, когда удобства чужого дома возобладали на бедностью дома своего. Даже к восстанию Маккавеев вавилонская община отнеслась безучастно.

Страна тем временем переходила из рук в руки: пришли греки, пришли парфяне, пришел – далеко еще не исламский Иран. Положение евреев не подвергалось изменениям. Большая часть их занималась земледелием, многие –особенно, в городах – весьма удачной торговлей. Не очень их коснулись ни Иудейская война против Рима, ни восстание Бар-Кохбы. Разве что беженцы появлялись после этих потрясений, но надо отдать должное, принимали их прекрасно и помогали, чем могли.

Правил евреями – бавлим экзиларх — это по-гречески, а по-арамейски: реш-галута, «глава изгнанников». (В нашей довольно безграмотной нынешней прессе его назвали бы «руководителем диаспоры»). Реш-галута представлял общину перед местной властью и пользовался солидным авторитетом.



Но ничто не вечно под луной. И в Иране к власти пришла династия Сасанидов, а для тех государственной религией страны был зороастризм, известный так же, как огнепоклонничество. В частности, религия эта запрещает хоронить покойных в земле, а у евреев другой вид похорон не принят. Много есть и других расхождений. И евреи испытали на себе религиозные преследования. Не такие, правда, сильные, как впоследствии, но достаточно малоприятные. Были и более легкие периоды, было и ужесточение гнета, однако, больше не против евреев, а против манихеев (некой смеси христианства с индийскими учениями и элементов зороастризма) – они казались царям Ирана наиболее опасными, и против христиан. Этих подозревали в сочувствии к византийскому врагу.

Все равно, жить было можно, хоть и не так хорошо, как прежде. А вот совсем плохо стало…

Вы хотите прочитать, «когда цари ирана заняли антиеврейскую позицию»? Вы ошибаетесь. Наоборот. Политика была принята на полное равенство всех жителей империи. Под знаменем Нового Учения о Всеобщем Равенстве: маздакизма. Случилось это при царе Каваде I, когда жрец Маздак провозгласил общность имущества, земель, жен и всего прочего, что делало людей неравными друг другу. Кроме того, отменялись и все религии, как ложные и не соответствующие идеям равенства и братства. Вам это ничего не напоминает?…



И ведь нашлось множество людей – и среди евреев тоже, — которые во все это поверили и стали служить Новому Учению со всей истовостью бердичевского красного комиссара И стали внедрять реформы как на землях, населенных евреями, так и других народов. Длилось это почти 50 лет в V –VI веках нашей эры. Реш-галута Мар-Зутра собрал военную силу, достаточную для того, чтобы оборонять еврейские районы в течение семи лет. Но был сокрушен. Начались зачистки и нормализация. В междуречье направлены были самые проверенные и крутые комиссары. И вы, увы, понимаете, сами, кого среди них хватало. Во всяком случае, известно, что в некоторых селах еврейки предпочитали бросаться в реку, чтобы не стать «общими женами».

Потом новое учение иссякло и выродилось, и никто в него толком уже не верил, хотя внешне соблюдали должные обряды. Только часть очень идейных товарищей продолжали свято верить, но власти у них уже не было. Нас интересовал именно этот период, такой до боли похожий на известные нам времена. Вернулся зороастризм, наступил исламский период. Но все это было гораздо позже, и о них отдельный рассказ.

{* *}